Дидактическая игра для младшей группы детского сада «Разноцветная посуда. Подборка игр и упражнений на тему «Посуда Дидактическая игра собери разбитую посуду

Игры для детей 3 лет: развитие речи, ознакомление с обобщающим словом «посуда», усвоение грамматики родного языка. Эти игры будут полезны не только детям 3 лет, но и детям более старшего возраста. Они развивают языковое чутье, внимание ребенка, восприятие, учат рассуждать и подбирать точные слова. Это вторая статья из цикла статей о речевых играх с малышами в детском саду и дома.

«Посуда»

Игра 1.Угощаем гостей. Играем со словами.

Учимся образовывать новые слова из известных (наименования предметов посуды).

Познакомься с Таней и Ваней. К Тане и Ване пришли в гости их друзья. Ребята пригласили гостей к столу. Посмотри на картинки и назови, какую посуду поставили дети на стол. Для масла – маслёнку, а для соли — …? (Солонку) Для супа – супницу, для конфет — …? (конфетницу), для сахара — …? (сахарницу), для хлеба -… (хлебницу). Для молока – молочник, для салата — …? (салатник), а для кофе -…? (кофейник). А какую посуду ставит на стол твоя мама, когда к вам приходят гости? (внимательно рассмотрите посуду дома, назовите ее, рассмотрите детали и назовите их — ручка, носик, крышка, донышко)

Послушай стихотворение о посуде. (Стихотворение «Спор» поможет ребенку научиться правильно называть разную посуду. Во время чтения показывайте ребенку посуду, изображенную на картинке)

Это стихотворение для занятий с детьми придумала я, и оно им очень понравилось. А также помогло быстрее освоить названия разных предметов посуды. Надеюсь, что и Вы с Вашими детьми получите большое удовольствие от стихов в картинках.

Это стихотворение в картинках, а также другие задания в картинках Вы найдете в статье

Презентацию по этому стихотворению с картинками в хорошем разрешении для более удобного рассматривания с детьми Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (раздел группы «Документы» справа под видео группы)

Спор.

Раз заспорила посуда,
Кто на свете всех важней.
«Я важней»,- сказал всем чайник.
Грею чай я для людей.

«А без нас не съесть им суп.
Ложка – тоже людям друг».
Тут кастрюли им в ответ:
«Не сварить без нас обед!»

Сковородка заш-ш-шипела:
«Вот что я сказать хотела.
Ж-ж-жарю людям я котлеты,
И картош-ш-шку, и омлеты».

Прекратите этот спор,
Бесполезный разговор.
Вся посуда нам нужна,
Каждая для нас важна.

Масло мы кладём в маслёнку ,
Насыпаем соль в солонку .
Хлеб мы в хлебницу кладём,
Суп из супницы берём.

Есть у нас и чайник с чаем.
Мы за чаем не скучаем
И из сахарницы яркой
Насыпаем сахар сладкий.

Есть молочник с молоком
И кофейник с ободком.
Есть в конфетнице конфеты
И для Маши, и для Светы.

Много разной есть посуды
И нужна она нам всюду!
И готовим, и едим,
И продукты в ней храним. (Автор — Валасина А.В.)

Для чего людям нужна разная посуда? Что было бы, если бы посуды не стало?

Ещё раз прочитайте стихотворение и попросите ребенка договаривать за Вами слова – наименования предметов посуды. Например, «Масло мы кладём в мас…(лёнку), насыпаем соль в со…(лонку)».

Игра 2. Чего не хватает?

Учимся точно называть части посуды. Учимся использовать в речи родительный падеж.

Давай вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорино горе».

Скажи, почему посуда убежала от Федоры? Посмотри на поломанную посуду Федоры. Чего не хватает у чашки, кастрюли, чайника?

«Чашка без …(ручки)».

«Кастрюля без …(крышки)».

«Чайник без …(носика)».

Удобно ли пользоваться чашкой без ручки? Почему? Зачем у чашки делают ручку? У какой еще посуды есть ручка? (У сковороды, у кастрюли, у чайника, у молочника, у кофейника). Зачем нужны ручки у этих предметов?

Зачем нужна крышка у кастрюли? У каких ещё предметов ты видел крышки?

Можно ли пользоваться чайником без носика? Почему? У каких ещё предметов есть носик? (У лейки, у кофейника, у молочника). Для чего нужен носик?

Почему посуда вернулась к Федоре? Что бы случилось, если бы посуда не вернулась домой? Как Федора стала заботиться о своей посуде? (Мыла, чистила, окатила кипяточком, полоскала, не била…)

Игра 3. Отгадай загадку.

Учимся рассуждать, выделять и точно называть признаки предметов.

Вам понадобятся три игрушки или три картинка для выбора отгадки ребенком: сковорода, кастрюля, чайник (но чайник ни в коем случае не должен быть первым в ряду).

Попросите малыша отгадать загадку:

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Что это? Найди отгадку.

Не спешите дать правильный ответ, дайте ребенку возможность порассуждать, подумать. Обязательно спровоцируйте его доказывать свое мнение, давая преднамеренную ошибку. Можете сказать: «Почему ты решил, что это чайник? Может быть это кастрюля, она ведь тоже пыхтит?». Пусть малыш еще раз послушает загадку и попытается доказать свое мнение. Затем переспросите: «А может это сковорода, она тоже греется?» Еще раз перечитайте загадку и найдите в ней признаки предмета, назовите их вместе с ребенком: у него есть крышка, он пыхтит и греется на плите, он кипятит воду для чая.Почему же это не сковорода?

Эти преднамеранные ошибки, побуждающие малыша рассуждать, может делать Мишка – Торопыжка или Незнайка, которого Вы пригласите вместе с малышом отгадывать загадки.

Советы для родителей:

— Помните, что именно в 3-4 года у ребенка зарождается словотворчество. Не ругайте малыша за придуманные им слова типа «для соли – сольница, для масла – масленица (маслёник)». Словотворчество ребенка необходимо поощрять Оно свидетельствует об экспериментировании малыша со словами, об его активной умственной деятельности. Без игр со словом невозможно полноценно усвоить грамматику родного языка во всей её полноте и богатстве! В случае ошибки не повторяйте её за малышом, просто сразу же скажите правильный вариант слова: «Люди договорились называть посуду для масла маслёнкой, а посуду для соли солонкой».

— Игры для детей 3 лет не должны быть длительными. Они всегда веселые, занимательные, строятся в диалоге с ребенком. Усвоив в игре названия предметов посуды, назначение их частей, обязательно повторяйте этот материал (рассмотрите посуду у себя дома, у бабушки, в магазине, обратите внимание ребенка на интересные формы ручек, крышек, носиков, попробуйте зарисовать их; если Вашему ребенку уже 4-5 лет, можно рассмотреть посуду в музее – чем она отличается от нашей посуды дома, как называется, для чего раньше использовалась). При рассматривании предметов нужно обязательно давать их в руки малышу, чтобы он проводил пальчиком по контуру, определяя из форму; пробовал подержать с ручкой и без ручки — как удобнее.

Продолжение игр с детьми 3 лет и старше Вы найдете в следующей статье:

Все картинки статьи для более удобного их рассматривания с детьми Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте (см. раздел группы «Документы» — презентация «Посуда», презентация доступна для редактирования). Или посмотреть в презентации ниже. Для полноэкранного просмотра нужно нажать значок со стрелками в правом нижнем углу экрана.

Презентация «Посуда» для игр и занятий с детьми

Презентацию для детей «Посуда» с картинками из этой статьи в хорошем разрешении для занятий с дошкольниками можно скачать бесплатно без регистрации по этой ссылке: или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под разделом с видео сообщества).

Интересные речевые игры с детьми Вы также найдете в статьях:

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Посуда»

Цели:

Расширить знания детей о посуде, ее назначении.
Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.
Закрепить знания о цвете, величине, количестве.
Продолжать учить детей считать предметы; учить понимать понятие «половина».
Формировать умение различать неречевые звуки: удары ложкой по пластику, дереву, металлу, керамике.
Пополнить лексический запас детей по теме.
Закрепить навыки наклеивания, лепки, рисования пальчиками.
Развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

«Чудесный мешочек» с кукольной посудой: кастрюлей, чашкой, тарелкой, сковородой, ложкой, ножом, чайником.
Тарелка деревянная, пластиковая, керамическая, металлическая.
Тарелки желтого, красного, зеленого и синего цветов. Цветные силуэтные картинки зеленых огурцов, красных яблок, желтых груш, синих слив.
Листы бумаги с нарисованным столом, тарелкой и салфетками. Вырезанные из цветной бумаги силуэты чашек и чайника. Желтый пластилин. Мак.
Лист бумаги с изображением кастрюли (чайника). Пальчиковые краски.
Картонные заготовки «вилка» без зубцов, разноцветные прищепки.
Платок, салфетки, стаканчики.
Вырезанные из бумаги картинки «муха».
Листы бумаги с темными силуэтами и аналогичные цветные картинки посуды.
Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой, ножи.
Пирамидка в виде стаканчиков.
Вырезанные из черного картона силуэты сковородок, соленое тесто, ножи, дощечки.
Игрушечный набор «Продукты питания», игрушечные плиты, кастрюли и сковородки.
Строительный материал: кубики и кирпичики. Маленькие матрешки. Маленькая игрушечная посуда.
Картинка с изображением чашки. Пластилин.
Аудиозаписи «Кыш, муха, улетай», «Мы посудою звеним», «Мишка ложечкой звенит».

Игровая ситуация «А что в мешочке?»

Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка,нож. Все эти предметы можно назвать одним словом - посуда.

Дидактическое упражнение «Что это?»

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»

Посмотрите, какие продукты есть у нас: зеленые огурцы, красные яблоки, желтые груши, синие сливы. Нужно разложить эти продукты на тарелки такого же цвета.

Аппликация и лепка «Чайный сервиз»

Перед вами стол (рисунок).

Покажите, где на столе тарелка, большая салфетка, меленькие салфетки. Сколько больших салфеток? Одна большая салфетка. Сколько маленьких салфеток? Две маленькие салфетки. Возьмите коробочки и посмотрите, что в них. Чайник и чашки.

Сколько чашек? Две чашки. Сколько чайников? Один чайник. Расставьте ан салфетки чайник и чашки. Чайник один и он большой, поэтому вы поставили его на одну большую салфетку. А чашки две и они маленькие, поэтому вы расположили их на двух маленьких салфетках. А теперь приклейте чайник и чашки.

Теперь хорошо бы к чаю сделать бублики. Возьмите пластилин и раскатайте из него тоненькую колбаску. Возьмите ее за концы двумя руками и заверните в кольцо. Концы соедините. Получился бублик. Приложите его к тарелочке и придавите ладонью. Сверху посыпьте маком и прижмите его пальчиком. Таким же образом сделайте еще один бублик.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?

Дыхательное упражнение «Кыш, муха, улетай»

Муха прилетела, на посуду села. - Кыш, муха, улетай! Нечего тебе делать на нашей посуде. Подуйте на муху, чтобы она улетела.


(Вырезанные рисунки мух раздаются детям. Упражнение повторяется несколько раз).

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Посуду моет наш Антошка.
(Потирать ладони друг от друга)

Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
(Имитирующее движение кистью руки)

Игра с прищепками «Вилка»

Вот вилка без зубцов. Сделайте вилке зубцы с помощью прищепок.

Дидактическая игра «Сервируем стол»

Перед вами на картинке темные пятна - тени. Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку.

Дидактическая игра «Сортируем посуду по размеру»

Мы посуду чисто мыли
Посушить не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.

Сложите пирамидку из стаканчиков. Затем сложите стаканчики друг в друга.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним»

Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».

Рисование пальчиками «Кастрюля»

Раскрасьте кастрюлю: в пустые круги поставьте отпечаток пальчика, а полосы закрасьте.

Чтение стихотворения «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила,
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице.
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице.
А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Лепка барельефная «Укрась чашки»

Чашки новая для Мити.
Чтобы чаю мог попить он,
Молока и лимонаду.
Нам украсить чашки надо.

Отщипываем кусочки пластилина и скатываем шарики. Прикладываем к чашке и прижимаем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мишка ложечкой звенит»

(Проводится под одноименную песенку).

Конструирование «Ждем гостей»

К нам в гости собираются прийти матрешки. Матрешки маленькие и за наш большой стол их усадить не получится, значит нужно сделать для матрешек маленькие столы и стулья.
Возьмите куб, поставьте его перед собой, а сверху на куб положите кирпичик. Вот так. Получился стол. Теперь сделаем стул. Поставьте поставьте его возле стола, а сзади приставьте кирпичик. Вот так. (Вертикально). Получился стул со спинкой.
А вот и матрешки! Усаживайте их на маленькие стулья. А на стол ставьте посуду.

Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов

Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки. Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.

Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»

Будем с ложечкой играть и посуду называть.

Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,
По какой тарелке стучит ложечка.

Дидактическая игра «Разрежь на две половинки»

Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).

На сколько частей вы разрезали свой продукт? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.

Лепка из соленого теста «Оладьи на сковороде»

Раскатайте тесто прямым раскатыванием в толстую колбаску. Нарежьте колбаску ножом на кусочки. Сдавите каждый кусочек между указательным и большим пальцем, приложите к сковороде и прижмите.

Упражнение «Готовим обед»

Перед вами посуда: кастрюля и сковорода. Берите продукты, складывайте их в кастрюлю или сковороду и несите ставить на плиту.

Интеграция областей:

1. Коммуникация. Развитие всех компонентов устной речи, практическое владение нормами речи.

2. Здоровье. Первичные представления о здоровом образе жизни.

3. Физическая культура. Физкультминутка «Я чайник-ворчун».

4. Социализация. Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».

5. Познание. Решение задач, развивающих речь:

  • Игра «Сравни»
  • Игра «Четвертый лишний»
  • Игра «Из чего сделана посуда»
  • Игра «Каждый продукт в свою посуду»

6. Чтение художественной литературы. Произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». Знакомство с автором (портрет). Отгадывание загадок по теме.

7. Художественно-эстетическое развитие. Штриховка карандашом.

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде. Учит называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, давайте подойдем к столам, встанем около своих мест. А теперь я разрешу сесть на свое место тому, кто отгадает мою загадку. И воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают, кто догадался, поднимает руку и говорит отгадку.

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

тарелкою

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

кастрюля

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без ……..

сковороды

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

хлебница

6. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем.

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

8. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

9. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

10. Новая посуда, а вся в дырках

Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.

Из какой мы кушаем? Столовая.

Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

Как она называется? Федорино горе.

Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский (показать портрет писателя).

Какие сказки он еще написал?

Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она Федора Егоровна пришла сегодня к нам. И пока посуда от Федоры, обидевшись на нее, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду». Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник...)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте вы внимательно будете смотреть на свои картинки, и мы их сравним. Вы ответите на мои вопросы.

Игра «Сравни».

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки? (У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки? (Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зулбчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

Сковорода из чугуна –

Миска из глины –

Нож из стали –

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе,

повороты туловища

вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами почайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем …

Молоко нальем …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку в …

Конфеты к чаю у нас в …

Ну а теперь самое время помочь бабашке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питься).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нм, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

Название предмета посуды

Из чего сделана

Как используют

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Ну, заглянули мы с вами и в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а закончилось чем «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Давайте все пересядем за столы на свои места. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.

___________________________ год

Лексическая тема: «Посуда»

Цель : формировать у детей представление и знания о посуде , её назначении, закреплять названия предметов посуды ; накапливать словарь по теме.

Задачи :

Образовательные :

Формировать умение образовывать существительные с суффиксами -ниц-, -онк- с опорой на игру «Где живут продукты» ;

Упражнять в подборе слов-антонимов с опорой на игру «Скажи наоборот» ;

Формировать умение правильно употреблять глаголы жарить, варить, печь, кипятить, тушить, различать их лексическое значение с опорой на игру «Повар» ;

Коррекционно-развивающие :

Развивать физиологическое дыхание; моторику артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук;

Развивать память, зрительное внимание, мышление с опорой на дидактические игры;

Воспитательные :

Воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде с опорой наигру «Разложи посуду » ;

Воспитывать последовательность и целеустремленность при выполнении заданий через слово педагога.

Оборудование : демонстрационный материал – картинки с изображением предметов посуды ; картинки-нелепицы; презентация для проведения артикуляционной гимнастики.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Покажите ваше настроение (детям раздаются смайлики с различным настроением, они выбирают смайлик, соответствующий их настроению и показывают своё настроение мимикой .)

II. Основной этап.

1. Дидактическая игра «Для чего нужна посуда » (накопление словаря по теме, формирование понятия посуда )

Сегодня к нам в гости пришёл Поваренок. Ему почтальон принёс много писем, давайте их прочитаем.

Открывайте конверты и читайте письмо (в конвертах лежат картинки с изображением предметов посуды . Дети по очереди открывают конверты).

Что лежит в ваших конвертах?

1. Нож, вилка, ложка.

Для чего нужна вилка? (вилкой едят макароны, рыбу, картошку)

Для чего нужна ложка? (ложкой едят суп, кашу)

Для чего нужен нож? (ножом режут хлеб)

Нож, вилка, ложка – столовые приборы.

2. Тарелка (мелкая, глубокая)

Для чего нужна тарелка? (Из глубокой тарелки едят суп. Из мелкой тарелки едят второе – кашу.)

Для чего нужен стакан? (из стакана пьют воду, молоко, компот)

4. Супница, салатница.

Для чего нужна супница? (в супницу наливают суп, а потом из супницы в тарелки разливают суп)

Для чего нужна салатница? (в салатницу кладут салат)

5. Солонка, перечница.

Для чего нужна солонка? (чтобы солить еду)

Для чего нужна перечница? (чтобы перчить еду)

Тарелка, стакан, супница, салатница, солонка, перечница – столовая посуда , посуда изкоторой кушают , которую ставят на стол.

6. Кастрюля, сковорода.

Для чего нужна кастрюля? (в кастрюле варят суп, кашу, компот)

Для чего нужна сковорода? (в сковороде жарят котлеты, картошку, рыбу)

7. Чайник, половник?

Для чего нужен чайник? (в чайнике кипятят воду)

Для чего нужен половник? (наливать суп, компот)

Кастрюля, сковорода, чайник, половник – кухонная посуда , в которой готовят еду, жарят, варят, кипятят.

2. Дидактическая игра «Где живут продукты» (образование существительных с суффиксами –ниц-, -онк-)

Ребята, Поварёнок не знает, где живут продукты. Давайте ему поможем.

Где живет суп? Суп «живет» в … супнице.

Соль … в солонке.

Перец … в перечнице.

Чай … в чайнике.

Салат … в салатнице.

3. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики по одному к ладони

Будем маме помогать. Прыгают.

Быстро чашки мы помыли, трут ладошки.

Про тарелки не забыли. Трут ладошки.

Всю посуду мы убрали . Поднимают руки вверх и потягиваются.

Очень сильно мы устали. Устало опускают руки вниз.

4. Упражнение «Части посуды »

Ребята, Поваренок просит, чтобы мы ему помогли разобраться из чего же, состоит посуда .

Посмотрите внимательно на чайник. Что есть у чайника? (ручка, донышко, носик, крышка) . Покажи, где крышка, где носик, где донышко, где ручка?

5. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов)

Поваренок хочет с нами поиграть в одну игру «Скажи наоборот» . Я вам буду называть слово, а вы будете называть его наоборот.

Мелкая тарелка – глубокая тарелка.

Тяжелая кастрюля – лёгкая кастрюля.

Горячий чайник – холодный чайник.

Чистый стакан – грязный стакан.

Новый кофейник – старый кофейник.

Острый нож – тупой нож.

Мокрая ложка – сухая ложка.

6. Дидактическая игра «Повар» (употребление глаголов жарить, варить, печь, кипятить, тушить, различение их лексических значений )

Ребята, Поваренок говорит, что суп варят в сковороде. Это правильно? В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле) .

Поваренок говорит, что котлеты жарят в кастрюле. Это правильно? В чем жарят котлеты? (Котлеты жарят в сковороде)

Поваренок говорит, что суп едят вилкой. Это правильно? Чем едят суп? (суп едят ложкой) .

Поваренок говорит, что рыбу едят ножом. Это правильно? Чем едят рыбу? (рыбу едят вилкой

Поваренок говорит, что хлеб режут ложкой. Это правильно? Чем режут хлеб? (хлеб режут ножом)

Поваренок говорит, что молоко пьют из тарелки. Это правильно? Из чего пьют молоко? (молоко пьют из стакана)

7. Дидактическая игра «Разложи посуду по полкам » (развитие мелкой моторики, внимания)

Поваренок просит нас помочь разложить посуду по полочкам . Поможем ему?

На верхнюю полку столовые приборы; (соединить линиями)

На вторую полку – столовую посуду ;

На нижнюю полку – кухонную посуду .

III. Заключительный момент, подведение итогов занятия

Молодцы, ребята, Поваренок говорит вам спасибо за помощь. И дарит всем подарок.

Но сначала, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили? Как называется посуда , из которой кушают? Как называют посуду , в которой готовят кушать? С помощью чего кушают?

Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали и получаете от Поваренка за работу солнышки и фишки (выставление солнышек и фишек на доске успеха) .

Лексическая тема: « ПОСУДА»

Цель:

Активизировать и обогащать словарь по теме « Посуда», её назначении.

Учить использовать в речи обобщающее понятие «Посуда».

Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.

Закрепить знания о цвете, величине, количестве.

Развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

СЛОВАРЬ :

Существительные: слова – предметы:

Блюдце – тарелка – миска Кружка – чашка – стакан

Чайник – кофейник – молочник Сахарница – солонка – перечница

Салатница – конфетница - хлебница Салфетница –- масленка - кувшин

Кастрюля – сковорода – дуршлаг Ложка – вилка – нож

Половник – скалка - сито Досочка – терка - поднос

Бокал – бидон – пиала Графин – блюдо - самовар

Кофейник – казан - масленка Жбан – туес – толкушка

Банка – бутылка - ведро Сервиз

Прилагательные: слова – признаки:

фарфоровый, деревянный, стеклянный, пластмассовый,

глиняный, металлический, кухонная, столовая,

чайная, декоративная, эмалированная, чугунная, серебрянная одноразовая, прозрачный,

Глаголы: слова – действия:

ставить, пить, есть, готовить,

сушить, мыть, расписывать, упаковывать,

переставлять, обтирать, вытирать, резать,

чистить, варить, жарить, ухаживать,

расставлять, накрывать, убирать, разбивать,

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

1 . Игровая ситуация «А что в мешочке?»

Цель: закрепить знания о названии посуды ; о обобщающем понятии посуда.

Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож. Все эти предметы можно назвать одним словом - посуда.

2. Дидактическое упражнение «Что это?»

Цель: упражнять в подборе глаголов; развивать фразовую речь.

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.

Это тарелка. В нее можно положить еду.

Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.

Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.

Это нож. Им можно резать хлеб.

Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

3. Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Цель: развивать зрительное внимание и память; активизировать словарь по теме Посуда.

Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?

4. Дидактическая игра «Что для чего?»

Цель: упражнять в классификации посуды – кухонная, столовая, чайная, декоративная . Закрепить знания об обобщающем понятии посуда.

Рассмотреть с детьми посуду, поговорить о её назначении:

Кухонную посуду (в котором готовят пищу) ;

Столовая (из которой едят)

В котором хранят продукты;

Декоративная посуда;

Кроме того есть столовые принадлежности - ложки, вилки, нож.

5. Дидактическая игра «Разговор про кастрюлю» (кружку, тарелку)

Цель: упражнять в изменении слова «кастрюля» (кружка, тарелка) в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

Воспитатель задает вопросы:

На кухне есть большая.... кастрюля кружка тарелка

На кухне нет …. Кастрюли кружки тарелки

Я взяла.... кастрюлю кружку тарелку

Я мечтаю о красивой... кастрюле кружке тарелке

На столе стоит подставка под … кастрюлей кружкой тарелкой


6. Дидактическая игра «Где живут продукты? »

Цель: образование существительных с суффиксами –ниц-, -онк-

Логопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живет в… (сахарнице). Соль живет в… (солонке).

Сухари живут в… (сухарнице). Масло живет в… (масленке).

Перец живет в… (перечнице). Чай живет в… (чайнике).

Кофе живет в…. (кофейнике). Селедка живет в..(селедочнице).

Конфеты живут в.. (конфетнице). Салат живет в..(салатнице).

7. Дидактическая игра «Слова - родственники»

Цель: Упражнять в образовании однокоренных слов.

Кофе – кофейник – кофеварка – кофемолка - кофейный
Чай - ...чайник, чайный, чаинки.
Суп - ... супчик, супница,суповой.

8. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в подборе слов – антонимов, активизировать словарь детей.

Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка (грязная).

Тарелка глубокая – тарелка (мелкая).

Чашка большая – чашка (маленькая) .

Сковорода тяжелая – сковорода (легкая).

Ножик старый – ножик (новый).

Мелкая тарелка – тарелка (глубокая)

Тяжелая кастрюля – кастрюля (лёгкая)

Горячий чайник – чайник (холодный)

Чистый стакан – стакан (грязный)

Новый кофейник – кофейник (старый)

Острый нож – нож (тупой)

Мокрая ложка – ложка (сухая)

9. Дидактическое упражнение «Из чего сделана посуда?»

Цель: Упражнять в согласовании прилагательных с существительным.

Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, Дети – прилагательное характеризующее материал, из которого он сделан. Например:

Вилка из металла. Они какая? Металлическая вилка

Ложка из дерева. Они какая? Деревянная ложка
Тарелка из пластмассы. Она какая? Пластмассовая тарелка
Ваза из хрусталя. Она какая? Хрустальная ваза

Чашка из фарфора. Какая чашка? – Фарфоровая чашка

Если нож из стали. Какой он? Стальной нож

Если тарелка из картона. Какая она? Картонная тарелка

Если кувшин из глины. Какой он? Глиняный кувшин

Если блюдце из стекла. Какое оно? Стеклянное блюдце

10. Дидактическое упражнение «Материал »

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Посуда из стекла - стеклянная
Посуда из фарфора - фарфоровая
Посуда из металла - металлическая
Посуда из пластика - пластиковая
Посуда из дерева - деревянная
Посуда из пластмассы - пластмассовая
Посуда из бумаги - бумажная

11. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Упражнять в умении обобщать. Развивать логическое мышление.

Кровать , сахарница, кастрюля.

Хлебница, солонка, ананас, чайник.

Дуршлаг, ложка, автобус, бидон.

Сито ,врач, салатник, графин.

Стакан, кресло, кувшин, миска.

Мячик, блюдце, солонка, тарелка.

Скалка, нож, нос, сковорода.

12. Дидактическая игра «Один, два, пять»

Цель: упражнять всогласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Одна ложка, две ложки, пять ложек.

Кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, сахарница, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, графин, казан, селедочница, терка, крышка.

13. Дидактическая игра «Один - много»

Цель: Упражнять в образовании мн.ч. имен существительных.

Одна тарелка, а много … тарелок

Один стакан, а много … стаканов

Один бокал … бокалов

Одно блюдце … блюдец

Одна кружка … кружек

Одна сахарница, а много … сахарниц

Одна деревянная ложка, а много … деревянных ложек

Одна металлическая крышка, а много … металлических крышек

Один пластмассовый стаканчик, а много … пластмассовых стаканчиков

Одна фарфоровая чашка, а много … фарфоровых чашек

14. Дидактическая упражнение «Назови ласково»

Цель: Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.

Кружка -кружечка ; скалка - скалочка ; чашка - чашечка;

Миска - мисочка ; ложка - ложечка ; сито - ситечко ;

Блюдце – блюдечко; вилка – вилочка ; тёрка– тёрочка .

Кофейник – кофейничек; чайник – чайничек; нож - ножичек ,

Сковорода - сковородочка , стакан – стаканчик , кувшин - кувшинчик,

Бокал – бакальчик.

15. Дидактическая упражнение « Жадина»

Цель : Упражнять в согласовании предметов посуды со словами «Мой», «моя»

Чайник- мой чайник , чашка - моя чашка , стакан - мой стакан ,

Нож – мой нож , вилка- моя вилка , кастрюля- моя кастрюля, тарелка- моя тарелка.

16. Дидактическая упражнение « Подбери признак»

Цель : Упражнять в подборе прилагательных к существительному.

Чашка (какая?) - Фарфоровая, гладкая, блестящая, красивая, большая, маленькая, хрупкая, удобная, чистая, грязная.

Тарелка (какая?) -

Стакан (какой?)-

Блюдце (какое?)-

Кастрюля (какая?)-

17 . Дидактическая упражнение «Чего не хватает?»

Цель: упражнять в употреблении в речи имён существительных в родительном падеже.

Федора посуду не берегла, роняла и разбивала посуду она,

Забыла Федора, не знает, каких частей не хватает.

Воспитатель показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть, и спрашивает: «Чего не хватает у чайника?»

(У чайника не хватает носика, ручки у кружки, ручки у кастрюли, носика у кувшина)

18 . Дидактическая упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

Цель: Упражнять в подборе слов – действий.

Воспитатель предлагает ребёнку закончить предложения (подобрать и назвать как можно больше слов-действий).

Покупая посуду в магазине покупатель (что делает?)… выбирает, рассматривает, проверяет, любуется, упаковывает и т.д.

Дома люди с посудой (что делают?) … распаковывают, ставят и т.д.

Ухаживая за посудой человек (что делает?)… моет, ополаскивает, вытирает, чистит, натирает до блеска..

19 . Дидактическая упражнение «Составь предложение»

Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогами в, на, под, у, за, из, к, между с заданным словом.

Составить предложения со словом кастрюля (тарелка, чайник, ложка и т.д.), употребляя «маленькие» слова (предлоги) в, на, под, у, за, из, к, между.

Под чашкой стоит блюдце.. За шкаф упала ложка.

В чайнике кипит вода. Между ложкой и ножом стоит тарелка.

На плите стоит кастрюля . У сахарницы отломилась ручка.

20. Дидактическая игра «Ложки - стаканы»

Цель : Упражнять в употреблении предлогов в, на, под, у, за, из, к, между.

Каждому ребенку воспитатель выдает пластиковый стакан и ложку.

Воспитательдемонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их:

Я положила ложку в стакан.

Я достала ложку из стакана. И т. д

Дети выполняют инструкции воспитателя:

Положи ложку в стакан.

Достань ложку из стакана.

20. Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель: Упражнять в употреблении глаголов. Упражнять в подборе и рифмовании слов.

Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло?

(«Федорино горе». Чуковский). Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.

Про Федору расскажите и слова назовите:

Посуда была у Федоры, посуде с ней было горе:

Федора её не любила - пачкала, а не (Мыла),

Теряла, а не (хранила), оставляла мокрой, а не (сушила),

Не ставила, а (бросала)- вот посуда и убежала.

Её вы Федоре вернуть помогите, задания Федоры решите.

Дидактические игры с мячом.

а) «Назови ласково» тарелка – тарелочка; сковородка – сковородочка и т.д.

б) «Раздели на слоги»

Я буду бросать мяч и называть посуду. Вы ловите мяч, произносите слово по слогам, говорите сколько слогов и возвращаете мне мяч.

Чашка ножик

тарелка вилка

блюдце чайник

ложка посуда

в) « Выполнить звуковой анализ слов » (нож, ваза, миска)

«Хлопки».

Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Посуда».

Когда все слова будут разделены на слоги, картинки воспитатель убирает со столов.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним»

Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».

________________________________________________________

Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов

Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки. Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.

Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»

Будем с ложечкой играть и посуду называть.

Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте, По какой тарелке стучит ложечка.

Дидактическое упражнение «Сказка о чайнике»

Цель: развивать память, связную речь.

Послушай сказку, выучи ее:
«Сказка о чайнике»
Жил – был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый - препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.

Теперь придумай такую же сказку о каком – либо предмете посуды.
Нарисуй чашку и блюдце из одного чайного сервиза.

Дидактическая игра «Разбитые чашки»

Цель: упражнять в умении составлять целое из частей.

Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением чашек.

Ребята, послушайте стихотворение, которое я прочту.

На завтрак Наташе

Сварили две каши.

На выбор две каши

Для нашей Наташи.

Не стала есть кашу

Каприза Наташа.

Разбила две чашки

Вертушка Наташа.

- Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.

Дети собирают разрезные картинки. Логопед помогает, если это необходимо.

__________________________________________________________________________________________________

Психогимнастика.

Представьте себе, что вы - пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться).

И вот нет терпения!

Кипит вода, пар из носика валит!

Слышится свист. Дети сопровождают текст действиями.

Упражнение на дыхание «Суп кипит»

Садитесь за стол. Пока мы с вами играли в мяч, в кастрюле закипел суп.

Логопед раздает детям игрушечные пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой, и короткие изогнутые соломинки для коктейля.

Перед каждым из вас кастрюлька, опустите туда соломинку.

Подуйте в нее, не раздувая щеки, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел».

Дети выполняют упражнение 3-4 раз под команду логопеда.

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила. дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку, на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.

________________________________________________________________________

Пальчиковая игра «Помогаем маме»

Раз, два, три, четыре, Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили, Загибают пальчики по одному, начиная с большого

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали, Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить

Так мы маме помогали.

____________________________________________________________________________

Пальчиковая игра «Помощник»

Посуду моет наш Антошка, Потирать ладошки друг о друга.

Моет вилку, чашку, ложку, Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Вымыл блюдце и стакан Выполнять имитирующие движения.

И закрыл покрепче кран.

Физкультминутки

Динамическая игра «Посуда»

(на развитие координации речи с движением, закрепление в речи относит. прил-х)

Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик: одна рука на поясе, другая

Очень важный, как начальник. изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки вверх, сомкнуть над

Голова на тонкой ножке головой)

Вот пластмассовый поднос, (Легли на ковер, вытянулись)

Он посуду нам принес.

___________________________________________________________________________

Упражнение «Чайник»

Я – чайник, ворчун, Дети стоят, изогнув одну руку, как

хлопотун, сумасброд, носик чайника, другую руку держат на поясе.

Я вам напоказ Животик надут.

выставляю живот.

Я чай кипячу, Топают обеими ногами.

клокочу и кричу:

Эй, люди, я с вами Делают призывные движения

попить чай хочу. Правой рукой.

____________________________________________________________________________

Какая посуда спряталась на картинке?