Дидактическая игра «Кому что нужно? Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников Кому что нужно для работы материалы

Епифанова Юлия Александровна

Игра была изготовлена для предварительной работы с детьми при подготовке к сюжетно-ролевой игре "Один день из жизни детского сада". Она использовалась после бесед,экскурсий, чтения художественной литературы по теме.

Цель: Знакомство детей с профессиями сотрудников детского сада, предметами, необходимыми им для работы.

Задачи:

1. Развивать общение и взаимодействие детей с взрослым и сверстниками.

2. Совершенствование всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической, формирования словаря, воспитания звуковой культуры речи.

Ход игры:

1 вариант

Разложить карточки с изображением предметов перед детьми и попросить соотнести их с профессиями сотрудников детского сада. Объяснить свой выбор,рассказать то, что им известно об этой профессии.

2 вариант

Раздать детям карточки с изображением профессий сотрудников детского сада. Затем по очереди показывать им картинки с изображением предметов, необходимых для работы кому либо из сотрудников. Объяснить свой выбор,рассказать, как используется этот предмет.









Благодаря игре дети познакомились, закрепили и систематизировали свои знания о людях, работающих в детском саду, предметах, необходимых им для работы. В процессе игры учились взаимодействовать с взрослым и сверстниками, совершенствовали речь.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Представленная дидактическая игра позволяет знакомить детей с разнообразием профессий. Играя, дети систематизируют знания о том, какие.

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию дидактическую игру "Что кому нужно для работы?" Данная дидактическая игра разработана для.

Дидактическая игра как средство обучения татарскому языку детей в детском саду «Дидактическая игра как средство обучения татарскому языку в детском саду» Добрый день, уважаемые коллеги! Прошу представить вашему вниманию.

Дидактическая игра «Кому что нужно?» Дидактическая игра для детей 4-5 лет "Кому что нужно? " Цель. Формировать представления детей о профессиях.

В нашем садике прошел праздник Рождественское колядование. Приобщая детей к традициям русского народа,каждый ребенок смог попробовать себя.

Система работы в детском саду «Толерантный мир» Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Термин «толерантность» для многих звучит непривычно,.

Многофункциональная дидактическая игра «Кому что?» Цель: развитие речевой активности. Игровое упражнение «Кто что ест». Задача: закреплять знания детей о разных видах питания животных. Развивать.

Подборка дидактических игр для закрепления у дошкольников 5-7 лет знаний по теме «Профессии»

Описание : данный комплект заданий я использую на занятиях с дошкольниками 5-7 лет (с задержкой психического развития) для закрепления и обогащения знаний по теме «Профессии». Подборка игр и упражнений поспособствует развитию активного и пассивного словаря, формированию счетных представлений, поможет развить мышление и внимание. Материал может быть полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, родителям
Задачи:
-активизировать, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Профессии»
- способствовать развитию связной речи
-развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы
-воспитывать терпение, старание, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Игра номер 1. «Назови правильно»
Цель: закрепление и обогащение знаний по теме «Профессии», развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания
Эту игру можно использовать как на этапе знакомства с новыми для детей профессиями, так и для закрепления и обобщения знаний. Для работы используем вот такие карточки(ламинируем, разрезаем, подбираем подходящие по теме занятия профессии-картинки найдены мной на просторах зарубежного интернета и некоторые профессии могут быть не так популярны в нашей стране- например, частный детектив, спасатель). Вот список всех профессий, которые можно использовать на занятиях с детьми 5-7 лет
1-повар,2-регулировщик,3-тренер,4-стоматолог,5-космонавт,6-строитель,7-фермер,8-уборщик,9-врач,10-частный детектив, сыщик, 11-пожарный, 12-садовник,13-маляр,14-медсестра,15-военный,16-библиотекарь,17-почтальон,18-спасатель,19-учитель,20-сборщик мусора,21-журналист,22-механик,23-полицейский,24-ветеринар


Варианты заданий: Поочередно Демонстрируем учащимся карточки, спрашиваем –кто это? Чем занимается? (например- это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и.т.д)
Также можно подобрать загадки по теме. Выкладываем на парту 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом
Игра номер 2. «Что нужно для работы»
Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания
Данную игру также используем на этапе закрепления знаний о профессиях.
Ход игры: выкладываем на парту по 2 карточки с окошками и 12 подходящих картинок вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать почему этот предмет нужен для работы.


Детям младшего дошкольного возраста можно ставить другую игровую задачу(очень удобно работать в парах)- распределяем роли: например, Вася будет пожарным, а Петя-полицейским. Найдите все предметы, которые пригодятся вам в работе. Когда все картинки собраны, просим детей рассказать о своей профессии. Например,- у меня на картинке пожарный,он тушит огонь, значит ему для работы нужны огнетушитель и шланг, пожарная машина и специальные ботинки, и.т.д


Игра номер 3. «Посчитай, назови и раскрась»
Оборудование: распечатка с заданием, цветные карандаши,фломастеры
Цель: закрепление в речи названий различных профессий, развитие счетных навыков, развитие воображения
Ход игры: Демонстрируем детям лист заданий, просим посчитать сколько людей разных профессий на рисунке, написать в окошки подходящие цифры по порядку. Вспоминаем и проговариваем названия всех профессий, просим раскрасить картинки


Игра номер 4. «Бинго»
Оборудование: индивидуальные карточки для игры, комплект карточек для учителя, комплект цифр 1-9 на каждого играющего
Цель: развитие внимания, закрепление графических образов цифр 1-9


Ход игры: Дошкольники очень любят различные соревнования и для закрепления знаний по теме профессий можно устроить вот такое шуточное соревнование. Раздаем учащимся индивидуальные карточки с рисунками профессий и цифрами. У учителя- комплект аналогичных картинок с профессиями, но без цифр.Поясняем детям условия игры: Я буду показывать вам по очереди вот такие большие картинки, а вы должны назвать правильно профессию и спрятать такую же маленькую картинку под подходящей цифрой. Выиграет тот, кто быстрее всех спрячет всех человечков под цифрами.
Далее поочередно демонстрируем картинки с профессиями, в произвольном порядке, делаем паузы между раундами чтобы все успели найти подходящую цифру.


«Подвох» данной игры в том, что на карточках у детей одинаковые наборы картинок под разными цифрами, значит и все человечки будут спрятаны одновременно- для того, чтобы в соревновании победила дружба))
Игра номер 5. « Помоги почтальону»
Цель: развитие внимания, закрепление счетных навыков и графических образов цифр в пределах 12
Оборудование: распечатки с заданием, фломастер или карандаш
Ход игры: Просим детей помочь и провести почтальона(механика, учителя) по дорожке из цифр от 1 до 12


Игра номер 6. «Правда или нет»
Цель: развитие внимания, развитие мышления,закрепление знаний о различных профессиях
Оборудование : комплект картинок людей различных профессий, красная и зеленая карточка для каждого играющего


Ход игры: Раздаем детям карточки красного и зеленого цвета,объявляем условия игры - Сейчас я буду показывать вам картинки и называть профессию этого человека. Если я буду называть правильно, вы должны показать мне зеленую карточку. Если я называю неправильно, обманываю вас- вы показываете мне красную карточку.
Далее поочередно демонстрируем карточки, чередуем правильные и неправильные суждения, просим детей исправлять ваши ошибки, например – Это повар?(показываем картинку с полицейским,-дети поправляют- нет, это полицейский)

Дидактическая игра

«Кому что нужно»

Упражнять детей в квалификации предметов, умение называть орудия труда, необходимые людям, занятым на молочной ферме.

Игровые правила

Назвать предметы труда можно только после того как получишь камушек, отвечать надо быстро, четко.

Игровые действия

Передача камушка по ходу.

Воспитатель: Сегодня мы вспомним, что нужно для работы людям, занятым производством молока. Я буду показывать картинку, а вы должны назвать профессию и орудия труда, необходимые для работы.

Дети: «Ветеринар»

Ребенок: берет камушек и перечисляет орудия труда (шприц, фонендоскоп, бинт, мазь и т. д.)

Воспитатель показывает картинку, спрашивает: «Кто это?»

Дети: «Доярка»

Следующий ребенок берет камушек и перечисляет орудия труда доярки (бидон, доильный аппарат, ведро, полотенце и т. д.)

Дидактическая игра

«Назови профессию»

Закреплять знания детьми профессий людей, занятых на молочной ферме.

Игровые правила

Назвать правильно профессию после того как взрослый перечислит действия. Потом передать мяч дальше.

Воспитатель: Ребята сегодня мы вспомним профессии людей, которые работают на молочной ферме.

Я назову несколько действий и передам мяч Сереже, он же должен назвать профессию и передать мяч следующему, если же он ошибается, то отдает мяч назад ведущему, т. е. мне.

Воспитатель: чистит навоз, дает сено, чинит автопоилку и т. д.


Ребенок: скотник

Воспитатель: управляет фермой, проводит собрание, записывает в блокнот, делает замечание и т. д.

Ребенок: фермер

Дидактическая игра

«Кто что делает»

Учить называть действия, которые присущи работникам той или иной профессии, занятым в производстве молока.

Ведущий показывает картинку и называет профессию, дети стоящие в кругу, по очереди получив мяч, называют действие человека данной профессии. Выигрывает тот, кто больше называет действий.

Игровые действия

Передача мяча, подсчет фишек.

Воспитатель: Ребята мы хорошо знаем профессии людей работающих на ферме. А в этой игре, нужно будет назвать действия, которые выполняет человек, изображенный на картинке.

Показывает первую картинку

Дети хором: ПАСТУХ

Что он делает? - передает мяч первому играющему.

Дети по очереди называют действия и получают фишку.

Пастух - пасет, дудит, ударяет кнутом, ходит, гонит стадо, заворачивает коров и т. д.

Дидактическая игра

«Подбери орудие труда»

Закреплять умение узнавать и правильно называть орудия труда, необходимые людям, работающим в колхозе (молочной ферме). Воспитывать уважение к людям разных профессий, чувство благодарности за их труд.

Игровые правила

Подбирать маленькие картинки с орудиями труда, называть правильно профессию и орудие труда.

Игровые действия

Подбирать картинки, на которых изображены различные предметы для труда.

Воспитатель рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены люди разных профессий (колхозники). Обращает внимание на маленькие картинки на столе. - А теперь послушайте правила.

По сигналу (свисток) вы будете находить среди маленьких картинок только те, которые нужны человеку «вашей» профессии, т. е. изображенному на большой картинке.

После того, как все предметы подобраны, дается сигнал. Проверяем, нет ли ошибок.

Можно закончить игру беседой.

Дидактическая игра

«Узнай на вкус»

Закреплять знания детей об овощах, фруктах, молочных продуктах, и других продуктах питания, умение определять их на вкус.

Игровые правила

С закрытыми глазами, попробовав продукт, назвать его и сказать какой он на вкус (можно описать как он выглядит).

Воспитатель с детьми рассматривает продукты питания, которые лежат на подносе. После того как дети их назовут он говорит, что сейчас, мы будем определять все продукты поочередно на вкус.

Для этого играющему будут завязываться глаза. После того, как попробуете то, что вам положили в рот, нужно назвать продукт и сказать какой вкус вы ощутили.

Можно в конце игры побеседовать о пользе данных продуктов.

Дидактическая игра

«Что лишнее»

Учить детей замечать ошибку в использовании предметов, развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения. Закреплять знания об орудиях труда.

Игровые правила

Закрыть картинку, которая лишняя, кто первый обнаружил ненужный предмет, тот выиграл.

Игровые действия

Находить и закрывать ненужные предметы.

На больших картах нарисованы люди колхозных профессий, а в клеточках орудия труда, необходимые для их работы, среди них есть и не нужные. Играющие дети должны найти лишний предмет и закрыть его.


Дидактическая игра

«Юный кулинар»

Учить детей отбирать карточки с продуктами для приготовления, того или иного блюда. Закреплять название продуктов питания, и приготовленных блюд, умение, рассказывать о своих действиях. Развивать связную речь.

Игровые правила

Складывать в кастрюльку карточки или муляжи продуктов питания, которые нужны для данного блюда.

Игровые действия

Находить только нужные карточки.

Воспитатель: ребята, вы хотите быть кулинарами (поварами).

Вы должны подумать, какое блюдо будете готовить для нас.

Все необходимые продукты лежат на столе. Из них нужно выбрать только те, которые нужны, для вашего блюда.

Вспомнить названия блюда: борщ, компот, пюре, котлеты и т. д.

Повар надевает колпак и фартук. И берется за дело.

Нужно в конце назвать блюдо и продукты, отобранные для его приготовления.

Дидактическая игра

«Что укрепляет здоровье, что разрушает»

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, желание употреблять в пищу только полезные продукты.

Игровые действия

На столе лежат карточки и муляжи продуктов питания.

Ребенок должен выбрать только те, которые едят в стране здоровячков.

Полезные Нет

Рыба Капуста Чипсы

Молоко Творог Торт

Кефир Яблоки Конфеты

Морковь и т. д. Сникерс и т. д.

Словесная игра

«Скажи ласково»

Учить детей подбирать к существительным уменьшительно - ласкательные слова, расширить словарный запас. Закреплять знания профессий людей, работающих в колхозе и названия орудий труда.

Игровые действия

Ребенок берет со стола предмет: продукт или карточка орудия труда, называет его и тут же подбирает ласкательное слово.

Например: доярка - доярочка

пастух - пастушок

кефир - кефирчик

трактор - тракторок

За правильный подбор слова получает фишку.

Словесная игра

«Молочная цепочка»

Закреплять знания продуктов сделанных из молока, их названия. Расширять словарный запас, воспитывать внимание, выдержку.

Воспитатель называет слово: молоко.

Дети по цепочке передают платочек и перечисляют продукты сделанные из молока.

Повторные ответы не засчитываются.

Проигравший платит фант.

По такому же принципу перечисляются:

    хлебобулочные изделия, соки, фрукты, овощи, продукты питания.

На доске справа висят картинки с разных профессий, слева – инструменты для их работы.

Л о г о п е д. Кому что нужно для картинку с инструментами к тому человеку, которому они нужны (указка, учебник нужны учителю…).

Игра «Идем в зоопарк».

Л о г о п е д. Предлагаю отправиться сто, а принести корм для животных.

Я буду говорить, какую еду мы возьмем, а вы – кому мы ее отдадим. Например: Мясо... отдадим львам.

Морковь...

Сено, траву...

Зерно... и т.д.

Физкультминутка.

4. Игра с мячом «Кому что?».

Логопед Я буду бросать мяч и а тот, кто поймает мяч, скажет, кому они нужны: Например: Помада - женщине.

Бритва, галстук –

Учебники, тетради-

Соски, бутылочки –

Ошейник, корм - и т.д.

Игра «Измени слово».

Л о г о п е д. Я буду говорить предложения, а вы должны изменить последнее слово так, чтобы предложения красиво и правильно звучали. Например: Отдай книгу брат (отдай книгу брату).

Завяжи бант сестра.

Уступи место старушка.

Дай лекарство дедушка.

Маша идет к врач.

Дети шли по лес.

Мы шли по дорога.

III. Итог занятия.

Тема: «Пересказ рассказа "Хитрый Ваня"»

Цели:

1. Уточнение представления о рыбах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Развитие связной речи (обучение составлению пересказа).

4. Развитие мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия.

5. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.



Оборудование: картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз (на каждого ребенка), картинки-загадки с наложенными изображениями водных обитателей (на каждого ребенка).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра «Обведи рыбок».

Логопед раздает детям картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз.

Л о г о п е д. Рыбок, плывущих вправо, обведите синим цветом, влево - красным, вверх - зеленым, вниз - желтым. Сколько рыбок плывет вправо? Влево? Вверх? Вниз?

Сегодня мы снова поговорим о рыбах и перескажем рассказ «Хитрый Ваня».

II. Основная часть.

Чтение логопедом рассказа.

Как-то летом Ваня взял удочки, приманку, большое ведро и отправился на рыбалку. Мальчик закинул удочку и стал ждать, когда клюнет. Ваня долго сидел на берегу прудика, но так и не поймал ни одну рыбку. Расстроенный Ваня поплелся домой. По дороге домой мальчик увидел рыбный магазин. Хитрый Ваня решил купить рыбу и сказать, что поймал ее. Дома мама и папа удивились такому большому улову сына. И вдруг на дне Ваниного ведра папа заметил чек из рыбного магазина. Ване стало стыдно за его обман.

Беседа по содержанию рассказа.

Логопед задает детям вопросы и просит отвечать полным предложением.

О каком времени года говорится в рассказе?

Куда отправился Ваня?

Что Ваня взял с собой на рыбалку?

Ваня поймал хотя бы одну рыбку?

Что придумал мальчик?

Как родители узнали, что Ваня схитрил?

Мальчику стало стыдно за свой обман?

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Игра «Раскрась».

Логопед раздает детям картинки-загадки с наложенными изображениями водных обитателей.

Л о г о п е д. Кто спрятался на картинке? Раскрасьте морских звезд красным цветом, конька синим, дельфина голубым, рыбку - желтым.

Повторное чтение логопедом рассказа.

Логопед читает рассказ еще раз, затем вместе с детьми составляет краткий план пересказа (о чем говорится в начале рассказа, о чем в середине, о чем в конце).

Пересказ рассказа детьми.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Насекомые»

Цели:

1. Расширение знаний детей о насекомых, их пользе или вреде.

2. Активизация и обобщение словаря по теме.

3. Активизация глагольного словаря.

4. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными.

5. Развитие внимания, памяти, мышления.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: картинки с изображениями насекомых, изображения двух рожиц - грустной и веселой, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.