Дидактические игры для развития музыкальных способностей детей. Музыкальные дидактические игры на развитие различных муз способностей Развитие музыкально-ритмических способностей

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

Музыкальные игры как основной фактор развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Методическая разработка по организации внеурочной деятельности детей педагогадополнительного образования Христофович Елены Евгеньевны.

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. (Игра – основной вид деятельности младших школьников).Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный, веселый ритм, благодаря которому у детей быстро поднимается настроение и повышается двигательная активность. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей.

Используя музыкальные игры, учитель имеет прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д.

Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.

Музыкальные игры

«ВОСЬМЕРКА»

Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними. По его сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился «надутым», подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до восьми, до тех пор, пока живот «не спустится» – выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко.

Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«ЗОВ»

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН»

К планшету прикреплен вращающийся диск от телефона со стрелкой. Вокруг диска нарисованы пять нотных линий, на которых помещены ноты (от «до» до «си») по кругу.

Дети сидят полукругом, перед ними воспитатель-ведущий, он показывает игру, объясняет, что это музыкальный телефон и дети могут заказать по нему песенку-попевку от любого звука. Попевку музыкальный руководитель подбирает заранее. Это может быть не только песенка, но и мелодия из какого-нибудь музыкального произведения, которую воспитатель наигрывает на музыкальном инструменте. Вращается диск телефона вправо (по часовой стрелке), стрелка останавливается, например, против ноты «ре». Все поют песенку-попевку от этого звука. Затем выходит ребенок, вращает диск, исполняется та же песенка или мелодия, но только от другого звука, которую поют все дети или индивидуально тот или иной участник игры.

«ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ»

Цель игры заключается в правильной передаче ритмического рисунка мелодии на инструменте, чистом исполнении, умении правильно извлекать звук. Используются фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков. Учитель прохлопывает ритмический рисунок, а ребенок выкладывает его карточками на фланелеграфе. Можно увеличить количество карточек и тогда каждый играющий имеет возможность выкладывать рисунок на столе.

«ЛЕСНЫЕ ГОЛОСА»

Дети разбиваются на группы по 5-6 человек, один из них назначается «лесником». Каждый ребенок выбирает, каким животным или птицей он хочет побыть. Для каждого голоса руководитель подбирает звук или мелодию, которую ребенок должен пропеть, подражая голосам зверей или птиц.

В голосе кукушки могут быть наиграны два звука, представляющие собой какой-то музыкальный интервал, например кварту. Звуки нажимаются поочередно, сначала верхний, потом нижний, что будет соответствовать «ку-ку».

Дети разбегаются по комнате, играя роль своего животного. Кто-то сидит, кто-то ходит или лежит, кто-то спрятался «в зарослях».

По знаку руководителя «лесник» начинает ходить между разными животными и слушать их. Начинают петь по заранее установленной очередности. Тот, до кого «лесник» дотронется, прекращает петь. Когда руководитель задаст тонику или наиграет мелодию, начинает петь другой игрок.

Очень важно в этой игре правильно воспроизвести мелодию или пропеть звук, передав голос животного или птицы.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

Учитель предлагает участникам игры придумать рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить с помощью голоса.

«Послушайте, сначала я вам расскажу, – говорит учитель. – Маша вышла на улицу, спустилась по лестнице (поет гамму, идущую вниз, в до-мажоре). Увидела подружку, которая очень хорошо прыгала через скакалку. Маше тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (поет развернутое мажорное трезвучие снизу вверх). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

Руководитель может помочь, подыгрывая на музыкальном инструменте (задавая тонику, изменяя мажорный лад на минорный, переходя в другую тональность).

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Дети встают в круг. «Прислушайтесь, сколько вокруг нас различных звуков, – говорит учитель. – Давайте попробуем их пропеть». Начинает по очереди спрашивать: «Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет.

Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Руководитель дает тонику (до первой октавы). Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Воспитатель спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором. Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание (от пиано к форте). «А теперь давайте покажем, что самолет улетел», – говорит руководитель. Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание (от форте к пиано).

«РЕЧИТАТИВ»

Речитатив – исполнение мелодии говорком. Для отработки этого музыкального приема могут быть использованы различные детские скороговорки.

Учитель проговаривает скороговорку, а дети пропевают ее (либо на одном звуке, либо воспроизводят наигранную мелодию). Например:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека: в реке рак.

Сунул Грека руку в реку -

Рак за руку Греку цап!

Дети пропевают скороговорку на одном звуке «до» или поступенно: до-до-ре-ре-ми-ми-фа-фа, фа-фа-ми-ми-ре-ре-до (пауза – берут дыхание). Слово «рак» на звуке «до» немного тянется (четвертная нота). Вторая фраза – аналогичная первой.

Слова проговариваются четко, «на стаккато» (отрывисто), в быстром темпе (подвижно).

«ВЫДЕРЖИ ЗВУК»

Музыкальный руководитель дает какой-нибудь один звук. Дети слушают, как он звучит на музыкальном инструменте. Затем педагог просит воспроизвести его голосом и петь на одном звуке, насколько хватит дыхания.

Потом руководитель дает другой звук, выше или ниже на определенный интервал. Дети поют все или каждый индивидуально.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

Для игры потребуется шкатулка (коробка), где спрятаны различные ритмические мелодии. Ритм записан длительностямина отдельных карточках.

Дети по очереди вынимают карточки из шкатулки и прохлопывают ритмический рисунок, который там записан.

«ПРИДУМАЙ НОТАМ ИМЕНА»

В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. Руководитель заранее распределяет между ребятами ноты – и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например:

дорога – река – мишка – фасоль – соль – лягушка – сито

«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

Суть этой игры аналогична телевизионной, всем известной. Желающие могут разделиться на команды или же соревноваться поодиночке. Ведущий дает послушать всем присутствующим отрывок из какой-нибудь песни или популярной мелодии, а игроки должны назвать это музыкальное произведение.

Побеждает тот игрок или та команда, которая отгадает больше всего мелодий. О продолжительности игры по времени игроки договариваются между собой.

«ХОДИМ КРУГОМ»

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»

Игра развивает слух, эрудицию, внимание.

Ведущий прохлопывает в ладоши мотив задуманной песни, а игроки должны отгадать ее и исполнить.

Если песню отгадали сразу несколько человек, ведущий загадывает более сложную мелодию или выбирает игрока, который исполнил песню лучше всех. В любом случае водить больше трех раз нельзя. Исключением является тот случай, когда на третий раз песня не отгадывается ни одним игроком. При таком варианте можно повторить ее еще раз и только после этого загадывать следующую.

Песню можно прохлопать в ладошки, протопать ногой или отстучать карандашом или другим предметом по столу. Загадываются только те песни, которые знают все или почти все участники игры. Старые, мало знакомые песни лучше не брать, поскольку их очень трудно отгадать.

«РАЗ-ДВА»

Главная задача этой игры заключается в том, чтобы научить детей правильно дышать, что так важно во время пения. По команде учителя дети должны дружно сделать вдох (на «раз») и, самое главное, удержать дыхание, а затем – медленно, тонкой струйкой постепенно выпускать воздух (на «два»). Считается победителем тот, кто дольше всех сможет удерживать воздух в легких.

Игру можно продолжить, предложив детям на слог «ла» или «а» пропеть любую известную детскую мелодию. Разбейте всю песенку на фразы. Но перед каждой фразой не забывайте о дыхании. Нужно постараться, чтобы дыхания хватило на все музыкальное предложение.

«КОТ И МЫШИ»

Благодаря этой игре у детей обостряется эмоциональная реакция на внезапные динамические контрасты. Дети учатся передавать образы в характере движений. Передавая образ мышей, они учатся двигаться бесшумно, стремительно убегать. Правила игры – «не трогать кота и не убегать раньше времени» – требуют от детей проявления выдержки и контроля над своими эмоциями.

Кто-то из детей играет роль кота. «Кот» сидит на корточках или свернувшись на стуле у одной из коротких стен комнаты. Глаза у «кота» закрыты. Остальные дети выступают в роли мышей, расположившихся у противоположной стены, в «норе» (за чертой, отграничивающей безопасную для «мышей» территорию).

Звучит музыка: такты с 1 по 12 исполняются тихо. «Мыши» тихонько выходят из «норы», бесшумно двигаются по комнате в разных направлениях («ищут пищу»). «Кот» делает вид, что спит. Трогать «кота» запрещается.

Звучат такты 13-16. «Кот» под громкую музыку открывает глаза, вскакивает и ловит «мышей», которые стремительно убегают обратно в свою «нору». Пойманные «мыши» садятся в стороне на стулья. Игра повторяется. По окончании игры не пойманные «мыши» идут выручать пойманных.

Дети – «мыши» – могут ходить на носках или бегать, подражая беззвучному, суетливому движению мышей. Громкое звучание последних тактов передается стремительностью бега. При разучивании игры «кота» исполняет взрослый. Такты 1-8 можно иногда повторять, чтобы дети не привыкали к одинаковой продолжительности музыки.

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»

Эта игра помогает закрепить новую песню, попевки на различных музыкальных инструментах. Ребята сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты. Ведущийпроигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ выдается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

Примеры музыкально-дидактических игр.

Игры для развития ритмического слуха:

- «Ритмическое эхо»

- «Определи по ритму»

- «Вспомни мелодию»

- «Узнай и спой».

Игры для развития динамического слуха:

- «Громко - тихо»

- «Громкая и тихая музыка»

Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:

- «Музыкальное лото»

Игры на развитие певческих способностей:

- «Музыкальный волчок»

- «Из какой мы песни?»

- «Концерт»

- «Конкурс дирижеров»

Игры для восприятия музыкальных произведений:

- «Расскажи мне о музыке»

- «Клоуны»

- «Музыкальная викторина»

- «Ожившие картинки»

- «Солнышко и тучка»

Музыкально-дидактические игры (цели, методика проведения ):

Игра «Ритмическое эхо»

Цель : развитие ритмического слуха, памяти, подготовительный этап к обучению

нотной грамоте.

Оборудование: музыкальное наборное полотно, нотки.

Методика проведения игры: учитель хлопает ритм любой, известной детям, Попевки.

Дети повторяют ритм учителя и проговаривают слоги: «ти» - восьмые, «та» - четверти.

Игра «Определи по ритму»

Цель: развитие ритмического слуха, внимания, быстроты реакции, памяти, тембрового

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический

рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая; картинки иллюстрирующие

треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.). Каждому играющему дают

по 2-3 карточки.

(Иллюстрации карточки прилагаются).

Ход игры : учитель исполняет ритмический рисунок знакомой песни или Попевки на

одном из музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой

закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

Ритм можно прохлопать, простучать кубиками, палочками, ложками и т.д. при повторении

игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание: На усмотрение учителя и в зависимости от подготовленности класса

ритмический рисунок на карточках может быть изображен виде длительностей. Или

ритмический рисунок можно изобразить в виде коротких или длинных полосок.

Игра «Вспомни мелодию»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение

точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.

Игровой материал: ритмические схемы на карточках или на наборном полотне.

Методика проведения игры : учитель на доске изображает ритм или ритмическую

схему фрагментов из известных музыкальных произведений или песен, а дети должны,

прохлопав ритм, узнать мелодию.

Примечание: Эта игра позволяет учителю разучивать ритмически трудные фрагменты

из вокальных произведений.

Игра «Узнай и спой»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, мышление, быстроту реакции, певческих

способностей.

Игровой материал: карточки по числу участников. На карточках изображены

ритмические схемы фрагментов из знакомых детям произведений.

Методика проведения игры : учитель раздает детям карточки с ритмическими

фрагментами из песен. Дети должны, прохлопав ритм, узнать произведение и также точно

Примечание: На карточках могут быть разные ритмические схемы из одного

вокального произведения. Можно выстроить целую «цепочку» из этих схем и тогда

получится целое произведение, ритм которого дети должны исполнить «цепочкой» и

Игра «Эхо»

Цель: развитие динамического слуха, вокальных способностей, сформировать

комплексное представление о песне.

Методика проведения игры: учитель пропевает фразу из песни, а учащиеся должны

повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами и пр. Так же поется

и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются

разные варианты: учитель поет громко, дети – тихо и наоборот. Затем учитель предлагает

игру любому ученику, справившемуся с заданием.

Игра «Громко - тихо»

Цель: развитие динамического слуха, внимания, быстроты реакции.

Игровой материал: игрушка.

Методика проведения : из учащихся выбирается водящий, который выходит из класса.

Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен ее найти,

руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления

используется песня, которую только что разучивали). Звучание песни усиливается по мере

приближения к игрушке и наоборот, стихает по мере удаления от нее.

Игра «Музыкальное лото»

Цель: развитие тембрового слуха, внимания, памяти, речи, воспитание слушательской

культуры.

Игровой материал: карточки (по числу учащихся), на которых изображены различные

музыкальные инструменты. (Образец карточки прилагается).

Методика проведения игры : учитель раздает карточки каждому ребенку. Ученики

прослушивают музыкальное произведение, и закрывают фишками те инструменты,

которые исполняют музыку. Это может быть один или несколько музыкальных

инструментов. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл фишкой звучащие

инструменты.

Игра «Моя семья»

Цель: развитие тембрового слуха, умение различать регистры.

Игра «Музыкальный волчок Игровой материал: карточки с изображением членов семьи: мамы, папы, ребенка.

(Образцы карточек прилагаются).

Методика проведения игры : учитель раздает карточки каждому ученику. При

прослушивании музыкального фрагмента или произведения целиком, учащиеся

Цель: развитие тембрового слуха, сформировать представление о тембре.

Методика проведения игры : учитель вызывает детей (количество зависит от фраз,

предложений или куплетов в песне). Каждый ребенок получает «роль», т.е. будет

исполнять фрагмент из знакомой песни. Затем дети уходят в конец класса и поют каждый

свою часть песни.

Цель: закрепление песенного репертуара, развитие ритмического слуха, внимание,

Игровой материал и методика проведения игры: картонный круг по краю которого

наклеены иллюстрации к песням. В центре круга движущаяся стрелка. Направление

стрелки показывает, какую песню должен исполнить ребенок. (Иллюстрация прилагается).

Примечание: Игру можно провести для закрепления выученных песен (в конце

четверти, года) или как концерт для именинника.

Игра «Из какой мы песни?»

Цель: развитие певческих навыков, чистого интонирования, слуха, памяти, закрепление

выученного репертуара.

Игровой материал: иллюстрации к разученным детьми песням или использовать

рисунки детей (домашнее задание).

Методика проведения игры : учитель предлагает детям иллюстрации известных песен

или героев песен, дети отгадывают. Исполняется песня в разных вариантах: по ролям,

ансамблем, с солистами, в инсценировке и т.д.

Игра «Концерт»

Цель: развитие певческих навыков, память, воспитание исполнительской и

слушательской культуры.

Методика проведения игры : после разучивания нескольких песен (можно в конце

четверти, полугодия), учащиеся исполняют знакомые им песни в концертном исполнении:

с солистом, ансамблем, в виде инсценировки, «цепочкой», в костюмах, в масках и т.д.

Игра «Конкурс дирижеров»

Цель: закрепление знаний об элементах музыкальной речи, развитие навыков

импровизации, внимания, памяти, быстроты реакции.

Методика проведения : каждый ребенок, который выходит в роли дирижера, предлагает

свой темп исполнения песни и дирижирует в этом темпе. Каждый «дирижер» исполняет

один куплет. Затем класс определяет наиболее лучший, наиболее удобный темп

исполнения песни, тем самым, выбирая лучшего дирижера, который и руководит

исполнением всей песни в своем темпе.

Игра «Солнышко - тучка »

Цель: обучение нотной грамоте, развитие ладового чувства, закрепление понятий

«мажор», «минор», воспитание слушательской культуры.

Игровой материал: 2 карточки по количеству детей в классе, на которых изображены

тучка и солнышко. (Иллюстрации прилагаются).

Методика проведения игры : при прослушивании музыкальных произведений,

учащиеся поднимают соответствующую карточку. После прослушивания объясняют,

почему подняли именно эту карточку. Ребенку, который правильно поднял карточку и

сумел грамотно объяснить – фишка – «нотка».

Игра – загадка «Расскажи мне о музыке »

Цель: формировать умение формулировать свое мнение о музыке, высказывать его,

воспитание слушательской культуры и определять вид развития музыки.

Методика проведения игра : учитель предлагает прослушать песню или музыкальное

произведение и быть готовым ответить на любой вопрос. Например: ваше впечатление о

прослушанной музыке (песне); какой лад?; композиторская или народная музыка (песня)?

и т.д. Выслушав выступления учеников, учитель называет детей (награждает), у которых

были самые интересные ответы.

Примечание. Эту игру можно использовать на уроках во время различных видов

деятельности. Количество вопросов зависит от подготовленности класса, репертуара и

темы урока.

Игра «Клоуны »

Цель: воспитание слушательской культуры, развитие ладового чувства и музыкальной

Игровой материал: два клоуна в разноцветных костюмах. Один клоун грустный, а

другой веселый. Фланелеграф. (Иллюстрации прилагаются).

Методика проведения игры : учитель исполняет произведение Д.Б.Кабалевского

«Клоуны». Учащиеся, слушая музыку, должны определить музыка какого клоуна звучит и

выложить на фланелеграфе самого клоуна в определенном костюме. Если музыка

мажорная, веселая, то клоун веселый, в ярком костюме и наоборот.

Примечание. Играя в эту игру, можно использовать музыку на усмотрение учителя. Для

закрепления ладового чувства и определения характера музыки.

Игра «Музыкальная викторина »

Цель: закрепление знаний о музыкальных произведениях, композиторах, развитие

музыкальной памяти и слушательской культуры.

Методика проведения игры : учитель исполняет или дает в записи музыкальные

произведения знакомые детям. Игру можно применять после разучивания как вокальных,

так и инструментальных произведений. Игру проводить для закрепления знаний учащихся

в конце каждой четверти или года.

Игра «Ожившие картины»

Цель: закрепление пройденного материала, развитие музыкальной памяти,

ритмического и музыкального слуха.

Игровой материал: рисунки учащихся (домашние задания за четверть).

Методика проведения игры : учитель помещает новые рисунки детей за четверть и

предлагает им узнать, какая картинка «ожила». Учитель исполняет (или в грамзаписи)

отрывки из музыкальных произведений или фрагменты песен. Дети отвечают на

дополнительные вопросы.

Заключение.

Игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках, помогают

активизировать интерес у школьников к урокам музыки, развивают их творческие

способности, помогают ребятам раскрыться.

Использование всех вышеназванных методов и приемов обучения музыки помогают не

только в деле обучения музыке, но и воспитания личности ребенка, потому что они

активизируют мыслительную деятельность школьников, оказывают положительное

влияние на ее развитие.

Самым главным считаю, чтобы ребенок не только научился на уроке, но и чтобы урок

затронул его душу.

В процессе музыкально-дидактической игры у учащихся развивается память. Они

запоминают композиторов, названия музыкальных произведений, музыкальные жанры,

элементы музыкальной речи.

1. Музыкально-дидактические игры помогают детям не только творчески работать

на уроках, но и применять эти знания в жизни.

2. Предложенные музыкально-дидактические игры можно расположить

относительно тематике уроков, учитывая психологические особенности классов,

интересы учащихся, а также закрепляя и развивая определенные знания, умения,

Систематичность применения музыкально-дидактических игр на уроках музыки

позволяет сделать вывод о том, что игры оказывают непосредственное влияние на

развитие музыкальных способностей, творческого мышления, способности к

Музыкально - дидактические игры на развитие музыкально – сенсорных способностей.

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Птицы и птенчики

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие и высокие).

Ход игры: У каждого ребёнка по одной картинке (кружку).Педагог играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком (маленький жёлтый кружок), если звук низкий – поднимают картинку с птицей (большой коричневый кружок)

Игровой материал : Картинки с большой птицей и птенцами или кружки разные

По величине и по цвету.

Кто поёт?

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие, средние, высокие).

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинку и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Воспитатель играет на металлофоне низкие, средние, высокие звуки. Дети слушают звуки и поднимают нужную картинку.

Игровой материал: Прямоугольники разные по величине и по цвету.

Лесенка

Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.

Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» Е. Тиличеевой педагог играет на инструменте и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать картинку с соответствующим изображением.

Игровой материал: Демонстрационный материал - «Лесенка».

Угадай колокольчик

Цель: Различить звуки по высоте(низкий, высокий)

Ход игры : Педагог звенит поочерёдно то одним, то другим колокольчиком, дети распознают звуки и поднимают карточку.

Игровой материал: Низкий звук – синий треугольник, высокий звук – красный

Треугольник.

Игры на развитие чувства ритма.

Игра с бубном

Цель: Вызывать у детей радость и желание играть на шумовых

Инструментах.

Ход игры: Педагог играет ритм мелодии, дети повторяют, хлопая в ладоши или на шумовом инструменте.

Игровой материал: Любой музыкальный шумовой инструмент.

Имена

Ход игры: Ребёнок произносит своё имя громко и чётко: Та – ня, Се – рё – жа, затем отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например:

кош –ка, со – ба – ка.

Игровой материал : Любой шумовой инструмент, картинки, игрушки.

Карусель

Цель: Учить детей чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному и медленному.

Ход игры: Исполняется пьеса «Карусель» Г. Левкодимова, в которой чётко прослеживается изменение темпа. Педагог обращает внимание детей на эту особенность произведения и при повторном исполнении предлагает кому – либо из детей передать постепенное изменение темпа в музыке с помощью игрушечной карусели. Вращая рукой верхнюю часть карусели, ребёнок раскачивает её то усиливая, то замедляя движение карусели в соответствии с изменениями темпа музыки.

Игровой материал: Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.

Игры на различие тембровой окраски.

В лесу

Цель: Определить по тембровой окраске животных.

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением леса и рассказывает: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь берёзки, ёлки, ягоды. Пришла Таня в этот лес, а за ёлкой кто – то прячется». При прослушивании мелодий, дети вместе с Таней отгадывают животных, педагог меняет картинки.

Игровой материал: Таблица –« Лес», картинки зайца, медведя, лисички, кукла –Таня.

Музыкальный репертуар: «Зайка» обр.Лобачёва, «Медведь» М. Саркова, «Зайчики и лисички» Г.Фонаровского.

Музыкальный домик

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог показывает картинку – сказочный домик, в котором живут музыканты. По прослушиванию музыки дети угадывают инструмент.

Игровой материал: Музыкальные инструменты, сказочный домик, демонстрационный материал с изображением музыкальных инструментов, аудиозапись.

Игры на различие динамики .

Громко - тихо

Цель: Определить громкое, тихое звучание музыки.

Ход игры: Дети слушают музыку. Если мелодия звучит громко, то дети громко хлопают в ладоши или показывают красный квадрат. Если тихо – дети хлопают тихо или показывают серый квадрат.

Игровой материал: Два квадрата: красный – громко, серый – тихо.

Тише, громче в бубен бей.

Ход игры: Познакомить с песней «Тише, громче в бубен бей». Педагог исполняет песню, дети, чьё имя пропели ударяют в бубен громко или тихо.

Игровой материал: Бубен.

Громко – тихо запоём.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Спрятать игрушку.

Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё.

Игровой материал: Любая игрушка.

Игры на восприятие музыки.

Солнышко и тучка

Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).

Ход занятия: Детям раздаётся по одному набору карточек (солнышко и тучка) и предлагают прослушать музыкальные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них и показывают карточки.

Игровой материал: «Солнышко» - красные кружки, «тучка» - синие овалы.

Буратино.

Цель: По вступлению дети угадываю название песни. Определяют запев, припев к песне.

Ход игры: Педагог объясняет детям, что к нам в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие, дети должны угадать по вступлению. Игра может проводиться на муз. з

анятиях с целью закрепления материала.

Игровой материал: аудиозапись, картинки к муз. произведениям, Буратино (игрушка).

Песня – танец – марш.

Цель: Развивать представление о жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. Определяют «трёх китов» музыки, изображают жестами рук – песню, танец, марш.

Игровой материал: Карточки «Три кита».


Ребенок воспринимает музыку, еще не появившись на свет. Это подтверждают многочисленные исследования. Очевидно, самой природой малышу подарены способности слышать и чувствовать мелодию и музыкальный ритм. Как же эти задатки не выявлять, если за ними может скрываться настоящий талант ребенка? Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста помогает научиться слышать красоту мелодии, видеть изящество танца. Все это формирует эстетическое восприятие и способствует тому, чтобы повзрослевшие дети определили место музыки в своей жизни.

Детская музыкальность и влияние музыки на развитие детей

По мнению ученых, музыкальные способности у детей имеются изначально. Просто у некоторых они проявляются более ярко, а с некоторыми малышами следует поработать, чтобы выявить предрасположенность к этому виду творчества.

Ребенок непроизвольно проявляет свою природную музыкальность. Если разрезвившимся дошкольникам включить плавную мелодию, они быстро успокаиваются. При вялости, несобранности малыша его можно взбодрить и организовать веселым маршем. При этом не нужно направлять внимание на звучащую мелодию. Детский организм сам откликается на звуковые волны.

Занятия музыкой, разучивание песен и движений положительно сказывается на развитии дошкольника. Они способствуют сенсорному развитию: обостряется слуховое и двигательное внимание, воспринимается более широкий диапазон звука, улучшается восприятие ритма.

Музыкальная деятельность дошкольников создает условия для развития произвольности психических процессов. Формируется , так как ребенка направляют, к чему прислушаться, на что посмотреть. Повышается произвольность восприятия и – дети слушают звучание нот и соотносят со звуками природы, фантазийными картинками.

Также улучшается память за счет того, что необходимо разучивать слова песни, а словарный запас существенно расширяется.

Заметим, что воспитание музыкой формирует отзывчивость, делает дошкольников более чуткими по отношению к взрослым, друг другу.

Музыкальные способности дошкольников

Многолетние исследования показывают, что музыкальные способности детей дошкольного возраста могут проявляться в различных формах, но один из талантов, скорее всего, обнаружится у каждого. Одних детей больше привлекает игра на инструментах, другим нравится петь песенки. Третьи немедленно начинают танцевать, услышав ритмичные звуки.

Однако, задаваясь целью развивать малыша, важно учитывать его предпочтения. Основная характеристика успешного обучения – вовлеченность в процесс. Учеба по принуждению дает только отрицательные плоды.

Случается, что резко негативное отношение к инструменту или занятиям хореографией сохраняется вплоть до зрелого возраста.

Поэтому следует певца отдавать в хор, музыканта обучать играть на том инструменте, который ему действительно интересен, а танцора отвести в танцевальную студию для маленьких.

Виды способностей

Созданная специалистами классификация музыкальных способностей включает два основных вида:

  • Музыкальный слух;
  • Умение чувствовать ритм.

Музыкальный слух – восприятие звукового движения и воспроизведение мелодии.

Данная способность может быть врожденной, но даже, если ребенок не обладает абсолютным слухом к музыке от рождения, его можно развить с помощью тренировок, особенно, если начинать заниматься с раннего возраста.

Наличие или отсутствие чувства ритма можно заметить, едва малыш начинает двигаться под звуки. Это не просто равномерное повторение движения через равные интервалы. Человек, ощущающий ритм, тонко чувствует паузы, музыкальные акценты, во время которых движение должно быть отточенным, ярким, красочным.

Компоненты музыкального слуха

Компоненты такого слуха – это ладовое чувство и музыкально-слуховое представление . Первое затрагивает эмоциональную сферу и обеспечивает тонкое исполнения. Дошкольник, который обладает подобным навыком, способен не только узнать мелодию по памяти. Он сразу же скажет, что эта композиция грустная, другая – веселая, третья – задумчивая. Данный компонент означает восприятие мелодии через чувства.

Музыкально-слуховые представления – это способность отследить движение музыкальных звуков, чередование высоких и низких нот, запомнить отрывок и понять, как его воспроизвести. Хорошо развитый навык – предпосылка для возможной певческой карьеры. Именно он помогает ребенку голосом повторить услышанную музыку, пропеть ее.

Развитие музыкальных способностей в дошкольном возрасте

Для развития каждого компонента используются свои методы. На начальных этапах следует проводить игры на развитие чувства ритма, умение слышать мелодию. Позже, при выраженной заинтересованности и успехах можно сосредоточиться на специализированной школе или танцевальных занятиях с опытным педагогом.

Развитие ладового чувства и музыкально-слуховых представлений

Основной способ развития составляющих музыкального слуха – пение. Регулярные занятия помогают улучшить ладовое чувство, умение воспроизводить мелодии. Исполняя песни, ребенок тренирует вокальные данные, учится точно «попадать» в ноты.

Особенности музыкальных способностей детей заключается в более частом дыхании малыша и небольшом певческом диапазоне. Именно поэтому песенки для дошкольников отличаются короткими фразами – малыш успевает набрать новую порцию воздуха, необходимого для чистого, правильного пения.

Также в развитие музыкально-слухового представления включается обучение правильному положению корпуса, использованию диафрагмы, широкому открыванию рта. Эффективное упражнение для дошкольников – задувание свечи или сдувание пушинок с одуванчика.

Занятия начинаются с распевки, позволяющей разогреть голос. В дальнейшем, кроме разучивания песен, проводятся дидактические игры: угадывание пропетой песни остальной группой, воспроизведение одной и той же мелодии каждым. Кроме повышения точности повторения оригинала, включается соревновательный эффект, мотивирующий детей на улучшение навыков.

Понимание эмоциональной составляющей мелодии, умение спеть ее с правильной интонацией и задуманными автором чувствами – более сложная составляющая. К развитию следует приступать в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок лучше знаком с многообразной палитрой человеческих ощущений, переживаний.

Упражнения предполагают изображение голосом эмоциональных представлений и чувств: обиды, радости, злости, страха. Когда дошкольник освоил азы игры на любом инструменте, то же самое упражнение проводится с использованием пианино, ксилофона, барабана.

Подобные занятия готовят детей не просто к чистому воспроизведению песни, а умению «читать» настроение, передаваемое мелодией.

Формирование чувства ритма в танце и упражнениях

Сформировать чувство ритма возможно разными способами. Основа – танец, вернее азы ритмики. Дети учатся маршировать, выполнять простые танцевальные элементы в соответствии с заданным ритмом. По мере достижения успеха рисунок становится более сложным, а дошкольники обучаются слышать паузы, сильные доли.

Кроме того, для формирования способности чувствовать ритм полезно использовать барабаны и литавры. Упражнение заключается в отбивании звуков через равные промежутки времени.

Речевые и музыкально-дидактические игры также способствует развитию чувства ритма.

Декламация под метроном помогает почувствовать необходимую скорость произнесения каждого слова и слога. Приспособление можно заменить на хлопки или аккомпанемент, что формирует понимание ритма на основе взаимосвязи музыки с речью.

Как выявить наличие музыкального слуха и чувства ритма у ребенка

Сами родители могут предположить наличие слуха или чувства ритма у малыша, если обладают соответствующими навыками. Однако точная диагностика музыкальных способностей дошкольников проводится специалистами.

Обычно при выявлении склонности к подобному творчеству используется три основных метода:

  • Разговор с дошкольником;
  • Наблюдение за его досугом;
  • Специализированное тестирование.

Беседа обязательно должна быть построена так, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и защищенно. Поговорить можно на прогулке, в процессе игры, после просмотра мультфильма. Общие вопросы помогут представить, насколько ребенку вообще интересна сфера творчества.

В процессе беседы выявляются три аспекта: склонность к артистизму, проявлению эмоций, интерес к тому или иному виду творческой деятельности.

Рекомендуется попросить рассказать стихотворение. Выразительность, акценты, паузы говорят о зачатках артистизма. Однако, если малыш «пробубнил» четверостишие, это не означает его бесталанности. Следует выбрать другое время: возможно, дитя просто не понимает, как выразить эмоции через стихотворные строфы.

Вопросы о музыке в целом, любимых песнях и инструментах помогут понять, к чему именно проявляется интерес. Возможно, дошкольнику нравится изображать барабанщика, бренчать на мамином пианино или подпевать песенкам из мультиков. Важно уточнить, есть ли любимая песня, попросить тихонько спеть.

В процессе наблюдения внимательные родители могут распознать склонность к музыке. Предрасположенность к данной сфере выявляется по следующим признакам:

  • Положительная реакция на звучание любой мелодии;
  • Повышенное любопытство по отношению ко всему, что связано с музыкой;
  • Выраженная радость, пританцовывание, когда включается любимая песенка;
  • Любовь к музыке в разных стилях;
  • Легкое запоминание и воспроизведение мелодии;
  • Стремление выступать на публике.

На прослушивании специалисты выявляют наличие музыкального слуха и чувство ритма. Первый навык определяется умением дошкольников распознать более низкий звук, количество звуков, сыгранных на фортепиано. Также малыш должен голосом воспроизвести ноты и короткие мелодические фразы, пропетые педагогом. В завершение ребенка просят спеть любимую песню.

Определение ритмических заключается в повторении последовательности, которую простукивает педагог по деке, хождении маршевым шагом, хлопаньем в ладоши так, чтобы был точно воспроизведен ритмический рисунок.

Даже если результаты тестирование выявили слабые музыкальные возможности, но интерес дошкольника к занятиям высок, следует начинать упражняться. Упорство поможет развить недостающие умения и достичь успехов в детском творчестве.

Занимаясь с ребенком, важно постоянно чередовать методики, чтобы уроки не наскучили. Используя многообразие способов развития музыкальных способностей у дошкольников, можно добиться значительных успехов и сформировать понимание многообразной культуры, связанной с мелодией и движением.

Как развить музыкальные способности у ребенка?

Педагоги и психологи в один голос заявляют, что полноценное развитие ребенка без участия музыки просто невозможно. Какие факты подтверждают эти слова? С какого возраста следует начинать родителям развивать музыкальные способности у детей? Какую пользу принесет малышу приобщение к музыке?

Слушаем музыку с младенчества

Находясь в утробе, ребенок уже реагирует на знакомую и незнакомую музыку, красивые и нежные мелодии. Исследования показывают, что спокойная музыка приводит в норму детское сердцебиение, а тревожные, громкие звуки, напротив, учащают его. По этой причине, будущим мамам советуется чаще слушать приятные мелодии. Тогда, как утверждают специалисты, малыш родится довольным и спокойным.

Более близкое знакомство с музыкой начинается с убаюкивающих колыбельных. Развивающая сила таких песен огромна. Слушая их, малыш приобретает способности к обучению и творчеству.

Аудиодиски с колыбельными содержат образцы народных музыкальных шедевров и композиторов-классиков.

Сборники «Аудионяня» окажут родителям существенную помощь в осуществлении раннего музыкального и интеллектуального развития крохи.

Музыка – это самый эффективный способ научить ребенка ценить красоту, привить ему добро, человечность!

Психика ребенка податлива и пластична. Поэтому взрослым стоит приложить максимум усилий, чтобы прививать хороший музыкальный вкус ребенку. Родители, со всей серьезностью подходите к выбору музыкального детского репертуара, учите малыша слушать, понимать музыку. Множество пьес яркого изобразительного характера вы найдете в звуковых сборниках "Музыка для малышей". Подобный репертуар успокоит вашего малыша, снимет раздражение, агрессию, придаст уверенности и поможет ему сосредоточиться.

Игры на развитие музыкальных способностей

Веселый клоун Плюх предложит ребенку дошкольного возраста посетить настоящие уроки, где учителем будет сама госпожа Музыка. Так легко и интересно обучаться под звучание мелодий: рисовать, считать, сочинять сказки и, конечно же, играть!

Осваиваем вокальное искусство

Любой быстро научится красиво и правильно интонировать, внимательно прислушиваясь к советам обучающего аудиодиска «Уроки пения». Свои достижения можно продемонстрировать, исполнив легкие, запоминающиеся песенки из сборника «Детский шлягер» .

Аудио запись «Малыш в лесу» зовет всех отдохнуть на природе. Слушая голоса леса, ребенок учится распознавать звуки по высоте и тембру, а произведения мировых классиков помогут ему сформировать хороший музыкальный вкус.

Развитие музыкально-ритмических способностей

Пришло время отправиться на урок физкультуры. Плюх приглашает последовать призыву аудио сборника «На зарядку становись»! Упражнения улучшат ритмический слух малыша.

Какая школа без веселых перемен! Организовывая детскую или семейную вечеринку, не забудьте про диски «Детская дискотека» и «Детский хит-парад». Ребята нарезвятся всласть, устроив танцы «до упаду» под звучание веселых танцевальных композиций и попробуют свои силы на «сцене» в качестве звезд эстрады.

Можно устроить настоящий домашний оркестр. Будет здорово, если участие примут, как дети, так и взрослые. Разберите шумовые музыкальные инструменты : трещетки, кастаньеты. Все вместе подыграйте зажигательным мелодиям или сочините собственный шедевр.