«Домашка» по Майнкрафту: что школьники будут изучать с помощью любимой компьютерной игры. Чему учат в Minecraft Education Edition Россия: Minecraft на уроках биологии

Что такое Minecraft?

Minecraft можно отнести к жанру «песочницы»: такие игры дают пользователю большую свободу действий и не требуют обязательного выполнения определенных задач. Мир Minecraft состоит из кубиков разного типа — песка, камня, древесины, земли, железа и т. д. Из них можно сконструировать необычные здания и механизмы, что, кстати, и прославило игру. Определенной цели в игре нет, зато есть широкий набор инструментов, позволяющий проявлять фантазию на полную: возводить древние города, разводить кактусы и даже программировать Minecraft внутри Minecraft. Игра стоит 20 евро, купить ее можно на официальном сайте .

Minecraft в учебных заведениях

Весь мир: образовательная платформа MinecraftEdu

— это специальная версия Minecraft для учителей, а также сетевое сообщество преподавателей. Платформу придумали Джоэль Левин, учитель информатики из Нью-Йорка, и финский преподаватель-программист Сантери Койвисто. От обычного Minecraft версия Edu отличается наличием особого (с 50% скидкой) аккаунта для преподавателей, позволяющего контролировать происходящее в игре: например, получать неограниченные ресурсы или защищать построенные здания от разрушения. Сейчас в сообществе MinecraftEdu состоят преподаватели 400 школ, в основном из США, Финляндии и Швеции. С их подачи Minecraft используется в изучении истории и географии (создаются модели городов прошлого), физики (теория вероятности, электропроводность), химии (проводятся эксперименты с химическими элементами) и биологии (моделируется строение тела человека). Благодаря своей гибкости, Minecraft легко подстраивается под разные дисциплины.

Швеция: обязательные уроки Minecraft

Для 13-летних учеников школы Виктора Ридберга (Стокгольм) Minecraft стал обязательной учебной дисциплиной. Годовой курс использует игру как способ рассказать детям о самых разных темах. Ученики тренируют креативное мышление, строя собственные города, изучают экологию на примере вырубки лесов и изменения почвы в игре, а также познают основы сетевой безопасности. Руководство школы выбрало Minecraft из-за популярности, простоты освоения и неизменно высокого уровня интереса, который игра вызывает. Эксперимент оказался успешным, поэтому количество уроков Minecraft в школьном расписании будет расти.

Россия: Minecraft на уроках биологии

Светлана Садакова, преподаватель биологии в лицее «Бауманский» (Йошкар-Ола), предложила с помощью Minecraft делать домашние задания. Ученики могут быстро строить из кубиков модели и схемы по пройденным темам. Потом работы проверяются и дорабатываются вместе с преподавателем — в итоге получаются визуальные шпаргалки к урокам. Первопроходцем лицейского Minecraft стал пятиклассник Никита Исаев, который под руководством учителя разработал модель движения эритроцита по одной из веток большого круга кровообращения. «Как ни странно, это мне задали как ДЗ на каникулы», — рассказывает школьник в видеообзоре своего проекта на YouTube.

США: Minecraft для изучения истории

Преподаватели, работавшие с Minecraft и MinecraftEdu, отмечали, что иногда полезно готовить сюжетные сценарии заранее. Их можно сделать с помощью специальных бесплатных редакторов : на создание простого алгоритма уйдет всего один вечер. Исторический проект Virtual Civilizations Project — по сути, доработанный вариант MinecraftEdu, куда добавлены разные сюжетные сценарии. Например, ученик может стать главой племени и проследить, как от его собственных решений меняется будущее народа. Virtual Civilizations Project позволяет ученикам увидеть альтернативные пути развития истории, предлагая наглядные ответы на вопросы «а что, если?» Проект уже используется в школе Дель-Мар (Тибурон, Калифорния) и получил положительные отзывы от учителей и директора.

Австралия: Minecraft для изучения естествознания

Платформу MinecraftEdu используют на уроках естествознания в Австралии. Игровые кубики позволяют быстро создавать модели изучаемых объектов, например, цепочек РНК. Преподаватели показывают ученикам различные виды цепочек, объясняют их значение для живых организмов, после чего предлагают своим подопечным построить собственные варианты.

Minecraft за пределами школы

BuildCraft и IndustrialCraft развивают логическое мышление

Почерпнуть новое можно и из любительских модификаций Minecraft. BuildCraft и IndustrialCraft добавляют в игру дополнительные устройства и ресурсы, например, электричество. Наладив энергоснабжение, игрок может собрать разные механизмы (даже ядерный реактор!) и проверить их в действии. Хотя модификации не созданы специально для образования, они развивают логику и учат планированию работы: для сборки любого устройства нужно отработать систему добычи и транспортировки ресурсов, найти инструменты и установить очередность действий. У ошибок есть последствия — тот же ядерный реактор может взорваться, загрязнив окружающую среду, а неполадка на конвейере остановит всю линию производства.

Forestry знакомит с основами генетики

Forestry — еще одна пользовательская модификация для Minecraft, работающая в связке с BuildCraft и IndustrialCraft. Forestry добавляет в игру возможность стать пчеловодом. При этом разведение пчел подразумевает не только расстановку ульев и сбор меда, но и изучение основ генетики. Модификация работает согласно закону Менделя — все процессы скрещивания пчел происходят с учетом комбинирования генов. При совмещении двух разных пчел есть возможность получить новый вид, производящий какой-то необычный продукт или выполняющий работу быстрее. И хотя сами виды пчел в Forestry выдуманы разработчиками, размножаются они согласно реальным законам генетики, а значит, у модификации есть простор для применения в реальном образовании.

Block by Block помогает преображать публичные пространства

Компания Mojang, создавшая Minecraft, является партнером программы ООН по реконструкции населенных пунктов. Для нее была разработана специальная версия Minecraft — Block by Block . Проект рассчитан на молодых геймеров, которые не прочь улучшить свой город или район. Нужно разработать в игре план изменений, после чего отправить его в ООН — в случае утверждения международная комиссия проведет реконструкцию. Block by Block уже показал первые результаты: сейчас ООН возводит несколько детских площадок в Индии, Непале, Руанде, Кении, Эфиопии и на Гаити. Для детей развивающихся стран Block by Block дает возможность не только преобразовать окружающий мир, но и познакомиться с основами дизайна публичных пространств.

Помните поговорку: «Книгу читаешь - на крыльях летаешь»? Нельзя сказать, что она устарела, но источников знания уже стало гораздо больше. Среди них - специальная Minecraft Education Edition. Правда, что может представлять из себя процесс обучения в этой версии Майнкрафта, не совсем было понятно. Конечно, я отлично представляю чему может научиться человек, увлечённый обычным Майнкрафтом - сам постепенно трансформировался из игрока в программиста-любителя. Но вот как его могут применять в школе и как его можно состыковать к примеру с химией или историей, я откровенно не понимал.

Да, и возможность общения с виртуальными персонажами, но… что дальше? Как можно получить какие-то знания из этого? Статьи и ролики, которые опубликовали разработчики, пестрили информацией о том, что обучение в Minecraft Education Edition - это очень продуктивно и эффективно. Но никаких конкретных примеров.

На сайте проекта, среди описания блоков, команд (которые, в Education Edition появились раньше чем в Pocket / Windows 10) не было самого интересного - пояснения для чего школам и ученикам может потребоваться начинать учебный процесс в Майнкрафте, как он может выглядеть и чему именно можно выучиться «играючи».

Тем не менее, создатели этой версии игры, судя по всему, знали что делали. Как я понимаю, они рассчитывали на активных участников сообщества, которые, уже создали множество учебных планов, уроков и миров. Схема, которой Minecraft обязан своему успеху - активный вклад сообщества, сработала и в это раз. И теперь любой интересующийся найдёт на сайте проекта не только информационно реальные материалы, но и готовые миры с описанием, а также планом урока на самые разные темы.

Я с огромным удовольствием изучил имеющиеся предложения и расскажу о нескольких интересных «уроках».

Булева логика

Пожалуй, это одно из самых очевидных применений Minecraft для обучения. Речь идёт о наглядном применении редстоуна для построения схем, реализующих логические операторы: И, ИЛИ, НЕТ.

Комплект урока включает в себя презентацию, а также мир в котором учащимся необходимо будет производить эксперименты. Результаты экспериментов надо отразить в соответствующих таблицах, судя по всему предполагается, что в конце уроков эти листочки будут сдаваться преподавателю, чтобы он смог оценить насколько ученики усвоили материал.

Геометрические фигуры


Этот урок посвящен простейшим понятиям о геометрических фигурах. Ученикам будет предложено построить прямоугольнику, квадраты, треугольники и т.п. Они смогут изучить что такое периметр и площадь, получив самое наглядное пояснение - ведь при необходимости можно пересчитать все блоки, которые ушли на постройку той или иной фигуры.

Модель человеческого сердца

Пожалуй, этот урок поразил меня больше всего. Я ожидал встретить почти всё что угодно, но вот то что кому-то придёт в голову показывать как работает сердце используя модель построенную в Майнкрафте точно не предполагал!

Удивительно!

Обучение предполагает, что ученики построят в игре модель сердца и лёгких. При этом, для обозначения крови и кислорода в лёгких используются жидкости разного цвета, А в ходе урока они изучат как лёгкие наполняют кровь кислородам, а клапаны сердца управляют правильным направления движением крови.

Уверен, что такой урок гораздо интереснее и понятнее чем иллюстрация в книге.

Товары и услуги

Этот урок посвящен производству товаров, их перемещению, обработке. В общем, основы экономики, которую часто пытаются реализовать на многих RPG-серверах. И возможно, создателям этих серверов, не помешало бы что-то вроде этого курса, что бы понимать чем отличаются желания от потребностей, что не бывает неограниченных ресурсов.

Математика, экономика, литература, социология, право…

Я рассказал лишь о нескольких примерах. Но их на сайте Minecraft Education Edition гораздо больше. И честно говоря, по-началу я был немного разочарован. Я ждал карт, механизмов, каких-то неожиданных изобретений… А нашёл только идеи…

Игру-песочницу, выполненную в узнаваемом кубическом дизайне, любят все, кто играл в неё хоть раз - от мала до велика. А людей старше 6 и младше 12 от пиксельных миров, созданных своими руками, за уши не оттянуть. Совершенно естественно, что коварные учителя захотели использовать такую притягательную силу в своих низких образовательных целях. Отдельные энтузиасты уже давненько делились своим опытом в личных блогах, а вот Сантери Коивисто решил пойти дальше и сделать среду Minecraft полезной для учителей, оказывать методическую поддержку школам, а также распространять лицензию на Minecraft со скидкой для образовательных учреждений.

О том, как так получилось, чем геймификация отличается от применения полной игры, и как правильно играть на уроке, нам рассказал Сантери Коивисто, генеральный директор TeacherGaming LLC - той самой компании, которая стала создателем образовательной версии Minecraft.

- Прежде всего любопытно: почему Minecraft?

Сантери Коивисто

История началась с того, что лет пять назад я получал педагогическое образование. Сейчас я уже дипломированный учитель в Финляндии. В то время я был студентом и часто играл в Minecraft для себя - онлайн с друзьями. А потом я принял предложение пойти учителем на замену, и подумал - почему бы мне не использовать эту игру на уроке?

Я обратился к своим однокурсникам за помощью в подготовке проекта для моего урока. И ребята помогли. Урок прошёл отлично, детям понравилось, но самое главное - понравилось учителям. Они заходили в класс и спрашивали, нет ли у меня каких-нибудь наработок, чтобы они могли провернуть нечто подобное и на своих уроках. И это было для меня откровением. То, что дети будут в восторге, было ожидаемо, но чтобы учителя… Здесь должен был быть какой-то потенциал.

Где-то 2–3 месяца спустя, весной-осенью 2011 года мы собирались заняться научным проектом для фестиваля. Я связался с компанией Mojang и создателем Minecraft Маркусом Notch Перссоном, чтобы они поддержали мой научный проект для учителей, и они тут же согласились отправить через DHL посылку с необходимым ПО Minecraft. Также я рассказал создателям о своих намерениях сделать из Minecraft образовательный продукт для финских учителей; я подумал, что компания, в которой я работаю, может стать представителем Minecraft для школ Финляндии. Основатель Minecraft тогда сказал: «Понятия не имею, что это означает, но давай попробуем».

В то же время один американский учитель, Джоэль Левин, начал вести свой блог на Tumblr, где описывал использование Minecraft на своих уроках. Этот блог стал очень популярным в сети - среди сообщества учителей, по крайней мере. Я связался с ним, чтобы предложить сотрудничество. Мы созвонились в Skype и решили, что это будет совместном делом. В течение 8 месяцев после звонка мы подготовили пакет документов для основания компании, заключили контракт с Mojang, и наконец встретились в Нью-Йорке. У нас не было денег за исключением нескольких социальных грантов от правительства Финляндии, поэтому и компанию мы развивали практически с нуля.

Примерно так это всё началось.

Такой у вас получился стартап - когда у вас нет ничего на старте, кроме хорошей идеи. Вернёмся к вашей идее. Вы упомянули, что учителям понравился Minecraft, но они ничего о нём не знали. Как же вы собирались учить учителей, чтобы они учили с помощью Minecraft?

Нас в компании сейчас 12 человек. Конечно, у нас нет возможности ездить по школам мира и показывать учителям Minecraft. Логичный выход - онлайн-программа тренировки учителей.

Minecraft прекрасен тем, что учителям совершенно не нужно знать технологию или даже быть экспертом в игре, потому что дети знают это всё и без них. В чём нужно помочь учителям - это сформировать у них особое игровое мышление. Мы хотели, чтобы учителя знали, каких целей они могут добиться с помощью Minecraft, что конкретно им нужно сделать, чтобы вовлечь школьников в изучение предмета или в диалог - при этом без необходимости запускать свой собственный игровой сервер и становиться пылким фанатом игры.

Minecraft запускает совершенно новые механики взаимодействия между учителем и классом на уроке.

Учителя во многих странах - и это, на мой взгляд, проблема - остаются транслятором информации; учитель говорит - ученики слушают. Так не должно быть. Ученики должны сами учиться загонять информацию в свою голову.

Как это изменить? Вот смотрите: как правило, учителя являются экспертами в тех технологиях, которые они используют в школе. Они - повелители учебников, и именно они выдают инструкции, на какой странице его открыть и что прочитать. Они делают за учеников всё.

Когда в класс приходит Minecraft, учителя ничего не знают о нём, потому что они, как правило, в него не играют. Таким образом, экспертами становятся ученики, и это огромный плюс платформы. Хотя бы в этом одном аспекте учебной работы хозяевами ситуации становятся ученики.

Учителя часто думают: «Ну отлично, я запустил Minecraft на уроке, дал задание, и что, я больше не нужен?». Вы представляете, чтобы 25 третьеклассников были способны самостоятельно разработать общую стратегию решения какой-либо игровой задачи? Без учителя, его помощи и подсказок в поиске решений не обойтись. Это как раз и есть важнейшая роль учителя. Minecraft - это не способ отвлечения на уроке, мол, вы, детки, поиграйте, а я проверю почту. Наоборот, он требует ещё большего вовлечения учителя в классную работу.

А как вы сами видите Minecraft? Может ли он быть включен в государственную образовательную программу, или это скорее дополнение к ней?

Да, определённо Minecraft может стать частью официальной учебной программы, и более половины наших клиентов делают это - включают его в программу по истории, биологии, географии, математики, физики, даже физкультуры.

Но я думаю, что самый простой и безболезненный способ начать использовать Minecraft в своей учебной программе - это внеурочная деятельность. В неформальной обстановке, в кружке после школы посмотреть, как дети играют, как себя ведут, что умеют. И только потом, когда учитель почувствует себя уверенным, можно перенести опыт Minecraft и на урок.

- Какой наиболее запоминающийся пример использования Minecraft в школе вы могли бы назвать?

Есть множество великолепных примеров того, как Minecraft использовался на уроках по отдельным дисциплинам, но мне лично гораздо более интересными кажутся те, что касаются междисциплинарных задач - например, для развития навыков «цифрового гражданства». Это болезненная тема. Например, нужно говорить об авторских правах в интернете. Для одиннадцатилетки вопрос интеллектуальной собственности именно в такой формулировке не кажется важным. Но вот если в Minecraft кто-то сжёг строение, над которым он работал две недели, это найдёт сильный эмоциональный отклик в его душе. Для него это - цифровая собственность, и на этом примере замечательно можно объяснить подобные вещи.

Такие ситуации, не входящие в учебную программу - общечеловеческие проблемы, вопросы общества и управления - как раз лучше всего и изучаются во время игрового взаимодействия.

А есть примеры междисциплинарного использования? Мы входим в новую эру образования, когда разделение на предметы станет достаточно условным, и математика будет тесно переплетаться, скажем, с физикой. Как Minecraft может в этом помочь?

До этого я говорил о soft skills - то есть о вопросах воспитания, а не обучения.

Давайте представим, что шестиклассники приступили к изучению истории. Они могут прочитать об основных событиях в учебнике, а затем пойти в мир Minecraft, создать и исследовать там некоторые связанные с этой эпохой пространства. Ещё вы можете симулировать археологические раскопки, изменять ландшафт в зависимости от климатических условий и так далее, совместив таким образом историю и географию. Помимо этого, можно воссоздавать какие-либо строения в масштабе, применяя свои знания в математике и геометрии. Да и в целом в процессе создания мира в Minecraft развивается чувство эстетики. Ну и критическое мышление, навыки совместной работы и решения задач. Можно пойти ещё дальше и дать другому классу исследовать созданные другими ребятами миры, а потом попросить написать эссе - это уже литература и родная речь. А если на английском - то и иностранный язык. Сколько я уже перечислил возможных предметов?

В любом случае, Minecraft - это, как минимум, искусство, дизайн, моделирование и навыки XXI века.

Старенькое видео 2012 года, в главное роли как раз Джоэль Левин, первый популярный учитель-майнкрафтер.

- А что вы в целом думаете о геймификации в образовании? Я предполагаю, что вы цените этот подход…

Почему вы так думаете? Я бы так не сказал. Геймификация - крайне обширная тема, имеющая множество применений, и, к сожалению, не только полезных. Например, доска почёта - это последнее, что я бы использовал в школе. Доска почёта и рейтинги - это всегда состязательность, а класс - это команда и совместная работа. Я бы не хотел создавать внутри класса соревновательную атмосферу. Если это соревнование между классами или между школами - это имеет смысл; но соревнование между отдельными личностями только вредит.

Также мне не нравится идея выдавать баллы и достижения в качестве мотивации. Если вообще посмотреть на стратегию игры Minecraft в рамках теории игр, мы увидим, что у этой игры нет цели. Нет цели, которую кто-то поставил для игрока. Зато каждый игрок ставит себе свои собственные.

Minecraft для школы ценен вовсе не игровыми элемантами в привычном понимании. Он ценен возможностью совмещения цифрового и реального мира. Это интересная среда для детей, где они могут взаимодействовать и давать волю фантазии. Это не геймификация, это использование игры в образовательных целях.

Сейчас в большинстве стран используется классно-урочная система образования; в том числе и в Финляндии. Становится понятно, что это не лучшая система организации учебного процесса, которая нуждается в переменах. Как вам кажется, такое игровое образование способно изменить существующую систему, или останется лишь её элементом?

Думаю, мы можем многому научиться у процесса создания игр - у внутренней механики игры, у игровой мотивации, у игровой истории и сюжета. Игра для ребёнка - это всегда нечто интересное, сложное и благодарное. Игры дают уникальный исследовательский опыт.

Игры меняют парадигму познания. Многие родители беспокоятся, что их дети играют слишком много - и это нормальное беспокойство. Лично я не хотел бы, чтобы мои дети в школе только и занимались тем, что играли. Но я уверен, что игры создают некий мост между отдыхом/развлечением дома и обучением в школе. Более того, это двусторонний процесс: с помощью игр становится обучение становится увлекательнее; и так же с помощью игры в школе ребёнок оттачивает свои навыки игрока, учится вести себя в онлайне, общаться с другими людьми.

А какие ещё игры, полезные в образовательных целях, вы могли бы назвать? В детстве я был фанатом Civilization, и до сих пор помню столицы всех стран благодаря ей. У вас есть такие примеры, помимо Minecraft?

Знаете, по большому счёту игры не справляются с тем потоком информации, что есть в современном мире. Для того, чтобы обучить деталям, игры совершенно неэффективны. Та же Civilization учит многому, и вместе с этим очень малому. Проведи вы 500 часов в Civilization - больше исторических фактов и персоналий, чем там есть, вы не узнаете. Да, она «прокачает» стратегическое и критическое мышление, но в контексте получения новой информации такая игра неэффективна.

Погодите, а что нам нужно от школы? У нас есть интернет - знания и информация всегда под рукой. Неужели задачей школы остаётся насыщение информацией?

В идеальном мире - нет. Но образовательные программы, существующие в нашем реальном мире, требуют изучения огромных массивов информации. К нашему счастью, наконец появляются и требования к развитию навыков и компетенций. Так что в совершенном мире мы бы могли уделять большое количество времени на развитие таких навыков, играя в игры и реализовывая собственные проекты; а в реальности учебник для учителя остаётся самым эффективным методом быстрой и доступной подачи необходимой информации. Это всё ещё обязанность учителя - донести обязательные по программе знания. Если учителю даётся 500 часов, чтобы научить 500 единицам информации, он не может позволить себе посвятить 50 часов игре, чтобы изучить всего 5 единиц.

нескольких обучающих материалов для учителей . Эти материалы учат правильно использовать свою преподавательскую энергию. Там есть разработанные вводные занятия - буквально час на то, чтобы посмотреть вместе с детьми на основы игрового процесса, покликать в меню, попробовать основные действия, а самое главное - напомнить, что всё это - всего лишь игра, которая позволяет нам выполнять вполне определённые вещи. Очень важно подумать о том, как можно связать привычную образовательную среду - книги, учебники и интернет - со средой Minecraft. Если вы в Minecraft вместе с детьми создадите модель кровеносной системы, будьте уверены, ни вы, ни они больше никогда не забудете её строение. При этом важно провести параллель с учебником - вот, это та самая кровеносная система, над которой мы с вами работали. И то, о чём мы с вами говорили ранее - междисциплинарные проекты. Каждая такая деятельность в игре должна превращаться в проект, презентацию, командную работу. Это не должно оставаться в игре.

А в целом всё просто. Как начать работать с Minecraft? Нужно спросить своих учеников, что они обо всём этом думают, а потом приступить к работе. Нет никаких правильных способов сделать это. Есть неправильный: когда вы создаёте игровое пространство вместо детей, а потом просто запускаете их туда. Так быть не должно, это их мир.

В Survival Mode, на первый взгляд, все то же самое. На самом деле нет: вы оказываетесь посреди враждебного мира, в котором ночью изо всех щелей на вас вылезают страшные чудовища, а строить вы можете только их тех блоков, которые подобрали или изготовили самостоятельно во время игры. Акценты смещаются радикально: в Survival вы строите не потому, что вам этого хочется, а потому, что без создания убежищ и разнообразных предметов вам не выжить. Хотя ваять для удовольствия вы будете тоже – но только лишь после того, как обезопасите тыл, освоитесь и устроитесь в игровом мире поудобнее.

Во-вторых, они вам не нужны. Какие припарки вы бы ни использовали, - игра, созданная для вашего воображения. Никакие красивые эффекты не заменят вам напряженной работы мозга. изначально создан таким образом, что вы можете разобрать на мелкие кусочки и собрать заново его бесконечные миры - именно поэтому движок игры и строительная механика выстроена вокруг кубов; концепт и геометрия кубов понятна даже ребенку (помните? - это LEGO), и логика исследования и конструкции мира, благодаря этим самым кубам, совершенно прозрачна. Осознав это и приняв это вынужденное допущение, вы сразу начнете видеть за набором странных лесенок леса, горы, реки и зловещие пещеры – и как только это случится, вам откроется дивный новый мир.

5. Начав игру, не теряйтесь

Каждая игра в начинается в случайно сгенерированном мире. Это значит, что никто на свете, даже сам Маркус Перссон – пусть он и на втором месте в списке Time - понятия не имеет, где стартует ваше путешествие. А меж тем, от того, в какой биоме вы окажетесь, сильно зависит тактика и ваши первые действия в игре.

Вам может повезти, и вы обнаружите себя на солнечной полянке рядом с лесом и горами. Лес - это источник дерева, добывая которое, вы можете строить дома, предметы интерьера и даже оружие. В горах часто находятся пещеры, которые прячут в себе жизненно необходимый уголь и редкие ископаемые (и монстров, конечно); кроме того, сами по себе горы - это много камня, незаменимого в любом строительстве.

А может и не повезти, и вы начнете игру посреди жаркой пустыни, в которой не будет ни дерева, ни камня, ни угля - вообще ничего, кроме бесполезных кактусов и нескончаемого песка. Или стартуете на крохотном островке посреди океана, с которого добираться до большой земли можно только вплавь – и еще неизвестно, в какую сторону грести.

Все это может обескураживать. Однако где бы вы ни начали игру, не теряйтесь и не паникуйте. Помните, что умереть в этой игре вы можете в основном по двум причинам: встретившись с монстром или вовремя не поев.

Монстры живут и плодятся в темноте: поэтому не вздумайте соваться в пещеры и сумрачные леса, не вооружившись до зубов. Помните: уже довольно скоро начнет смеркаться, настанет ночь - а ночью находиться за стенами жилища совершенно губительно. Поэтому, начав игру, сразу же задумайтесь, где вы будете ночевать. Если рядом есть лесок, соберите несколько блоков дерева голыми руками, после чего изготовьте топор, нарубите еще дерева и соорудите пускай совсем небольшую, но хижину, где сможете отсидеться первую ночь (вместо двери проход в нее можно закрыть грязью или песком - главное только не оставлять выход на улицу). Если леса нет, и уже темнеет, не паникуйте - выройте яму прямо в земле, спрячьтесь туда и замуруйте себя на ночь. Или заберитесь на высокое дерево (кусок камня, земляную горку) и дождитесь утра на верхушке. На худой конец, спрячьтесь в каком-нибудь тупике – шанс пережить ночь (особенно первую) есть всегда.

6. Заблаговременно добывайте еду

Проблема голода для начинающего игрока, наверное, серьезнее, чем поиск ночлега. С течением времени и каждым вашим действием в игре вы будете хотеть есть все сильнее - а если затянете с трапезой, то начнете терять здоровье. Как назло, коровы, убийство которых необходимо для добычи мяса (только убивайте животин не голыми руками, а мечом!), встречаются редко и далеко не во всех биомах. Найдя мясо, старайтесь не есть его сырым, если только вы не на грани смерти - приготовленное на огне, оно значительно эффективнее утоляет голод; кроме того, уменьшается риск пищевого отравления.

Постарайтесь как можно скорее изготовить удочку: ловить рыбу можно почти в каждой луже, и это прекрасный способ периодически подкрепляться, не тратя время на охоту. Ну и изучите в интернете правила организации огородов и системы полива: всегда неплохо иметь на своем заднем дворе собственноручно выращенный хлеб.

7. Научитесь строить

Вашей настольной книгой при игре в должен стать iPad с открытой в нем энциклопедией «рецептов» создания тех или иных предметов . Изучайте тщательно свойства вещей и создавайте все, что вам необходимо. На первых порах вы не проживете без рабочего стола (workbench) и печи (furnace), но не останавливайтесь на них. Вход в ваше новое жилище неплохо бы прикрыть дверью. Обязательно постройте в доме кровать: благодаря ей вы сможете спать ночью, сокращая время ожидания рассвета, и в случае смерти возродитесь рядом с ней же, а не черти где.

Ни в коем случае не забывайте про факелы. Монстры, как известно, рождаются в темноте; поэтому если вы отгородитесь от внешнего мира высокими стенами, но забудете тщательно осветить все углы своего жилища, рано или поздно в момент вашего расслабления на вас нападет какая-нибудь гадость - надеемся, обойдется без инфаркта. Совсем скоро вам станет скучно и тесно в вашей хижине, и вы решите ее расширить, добавив новые комнаты и коридоры, или даже углубить, начав рыть вниз. Развешивайте на стенах факелы с небольшими промежутками и собирайте весь найденный в горах уголь при первой же возможности: без него огонь вам не добыть.

Игра про строительство; сооружать те или иные предметы, ваять самые грандиозные постройки в ней можно до бесконечности. Не забывайте только пополнять запасы провианта и обеспечивать собственную безопасность.

8. Исследуйте!

Миры, генерируемые , почти бесконечны (по крайней мере, в ПК-версии): вам придется потратить не один год реального времени, чтобы дойти до одного из концов местной вселенной. Такое длительное путешествие - конечно, излишество, однако же не стесняйтесь расширять зону своего владения и исследовать, исследовать, исследовать. Нахождение замурованных подземных хранилищ кристаллов, или причудливых озер лавы, или красивых водопадов в лесу, или странных заброшенных построек, скрывающих драгоценности – одна из ключевых прелестей игры. Чем дальше вы будете отдаляться от своего первого дома, тем больше времени придется тащиться обратно; вместо этого стройте дополнительные дома или перевалочные пункты. Можете даже проложить железную дорогу и начать кататься туда-сюда на тачке!

Ключевой элемент исследования мира - это раскопки. Вооружитесь лопатой и киркой и начинайте грызть землю или ковырять камень - и рано или поздно, углубляясь в какую-нибудь гору или прокладывая путь вниз, вы наткнетесь на что-нибудь интересное: золотую жилу или пещеру с пауками, например. Не бойтесь рыть, только всегда держите в голове важнейшее правило: нельзя копать прямо над собой и под собой; всегда работайте по диагонали или вбок. Иначе рискуете обрушить себе на голову тонну песка или провалиться в озеро лавы.

9. Фантазируйте!

Как было сказано в начале этой статьи, - это игра-песочница, в которой вам необходимо развлекать себя самостоятельно. Если вы привыкли к подобным играм и готовы часами выполнять случайные миссии в GTA, вас это не смутит; если же любите, чтобы игры водили вас за руку, то можете заскучать.

Как только вы освоитесь в мире игры, построите небольшой дом, научитесь сражаться с монстрами и добывать еду, вы обязательно зададитесь вопросом: что же делать дальше? Ответы могут быть самые разные. Например, в существует своего рода «конец игры»: вам нужно попасть в параллельный мир и убить дракона, а также сразиться с трехголовым скелетообразным чудищем. Понятное дело, чтобы достичь этой цели, вам придется пройти через все круги ада, научиться изготавливать самое мощное оружие и доспехи, набрать кучу редких минералов (в том числе посетив здешний ад - мир Nether, в котором выжить крайне сложно) и забороть десятки сильных врагов.

Впрочем, можно обойтись и без этого. Лучший стимул продолжать играть и открывать для себя все новые грани - включить воображение. Поставьте перед собой амбициозную цель и начинайте работать. Например, соорудите целиком здание вашего офиса - со всеми этажами, комнатами, дверями и окнами. Или исследуйте все до единого пещеры, которые сможете найти. Или проложите несколько веток подземного (наземного? воздушного?) метро. Или постройте из стекла подводный город Rapture или небесный город Columbia. Или соорудите огромный калькулятор . Или постройте звезду смерти . Откройте, в общем, YouTube и начинайте черпать вдохновение.

Если, конечно, у вас есть пара лет совершенно свободного времени.

10. Играйте с людьми

Социопатия и бесконечное одиночество - одна из прелестей исследования враждебного мира , но обязательно попробуйте сыграть с другими людьми. Вы можете найти случайный сервер и присоединиться к миру, в котором люди уже строят свою цивилизацию – просто ходить по округе и смотреть, чего смогли добиться другие игроки, очень интересно. Поселитесь прямо там, постройте свой домик рядом с соседскими, разбейте сад - и уже вскоре вы поймете, что хвастаться своими архитектурными достижениями другим живым людям сильно интереснее, чем медитировать на них в гордом одиночестве. А потом вы соберетесь в банду и устроите совместный рейд в Nether с целью набрать очки опыта и поковырять редкого песка.

А если какой-нибудь гад придет к вам в дом, разорит его или сожжет дотла - вы можете сделать то же самое. Пойти и взорвать динамитом замок соседа. Залить лавой его погреб. Уничтожить его огород. Разрушить его Rapture или опустошить его Columbia. - игра про строительство, но в ней можно и уничтожать; нет предела человеческой мерзости, если не считать настроек сервера.

***

Игра, за которой можно провести годы. Это необязательно; достаточно и нескольких дней. Но попробовать классику вы обязаны, и ни одна отговорка не сработает. Если, конечно, вы хоть сколько-нибудь любите видеоигры и цените те эмоции и впечатления, которые они могут дарить. Просто начните - дальше все сложится само.