Карамболь от борта. Карамболь — бильярдная игра Основные виды и правила игры

Карамболь — это вид игры на бильярде. Это и определение удара, когда биток (шар, по которому наносится удар) последовательно соударяется с двумя прицельными шарами.
Игра в бильярд Карамболь и нижеследующие правила (для столов, шаров и оборудования) соответствуют описанным в спецификации оборудован. ВСА стандартам.
Шары, используемые в игре Карамболь , один красный шар и два белых. Каждый игрок имеет свой белый шар, служащий при выполнен. удара битком. Красный же шар битком не может быть.
В качестве отличительных примет для битков служит помета на каждом из них: две или три точки.
Игра «Карамболь» с 4 шарами использует 4 шара.
Правильным будет считаться удар по битку, если наносится наклейкой кия. Игрок, выполняющ. удар, выбирается следующим образом:
1. Процедурой раската (именно только раскат применяется на официальн. соревнованиях).
2. Жребием.
Тот игрок, который выиграл жребий или раскат, производит сам начальн. удар или уступает его противнику.







Раскат, т.е. розыгрыш начальн. удара в игре «Карамболь».

На заднюю отметку выставляется красный шар (составляет исключение игра Карамболь с 4 шарами). Осуществляется удар из-за передней линии «с руки». Слева становится один игрок, справа по отношению к передней отметке — другой. Производятся удары одновременно, направляясь к задн. борту и обратно к борту переднему. Выигрывает право перв. удара тот игрок, чей биток ближе остановится к переднему борту. Заднего борта шар должен хоть однажды коснуться. Во внимание не принимаются иные бортовые соударения. Автоматически проигранным считается раскат, если:
1. Шар оказался на половине стола соперника.
2. Шар не коснулся задн. борта ни разу.
3. Шар выскочил за пределы стола.
4. Шар дотрон. до красного шара.

Процедура раската повторяется ещё раз, если у обоих игроков есть нарушения (смотри выше) или судье трудно определ., какой из шаров ближе. При раскате игроки ударяют в одно и то же время (абсолютной синхронн. может и не быть).

Выбор битка в игре «Карамболь».

Тот, кто выиграл раскат, имеет право выбир. биток (помеченн. или сплошь белый). Этим битком он и будет в течение всей игры пользоваться. В качестве битка при нечётном количестве игроков используется шар, не бывший «битком» при предыдущем ударе (является исключением игра «Карамболь с 4 шарами», в которой по иной схеме расставляются шары).

Первый прицельный шар в игре

Тот, кто осуществляет начальный удар, должен сперва коснуться красного шара, а после этого — битка соперника. Ошибкой считается, если биток сначала всё-таки коснулся битка противника. В этом случае серия для играющего завершается, набранное же очко не засчитывается (будет исключением игра «Карамболь с четырьмя шарами»). Последовательность соприкосновений с красным (а в игре «Карамболь с четырьмя шарами») и белым шарами неважна при всех последующих ударах. В следующих ударах первым прицельным шаром можно выбирать и красный шар (розовый в игре «Карамболь с четырьмя шарами»), а также биток соперника. «Красный шар» — исключение.

Нога на полу при игре Карамболь.

Во время соприкосновения битка и наклейки (т.е. в момент удара) одна нога играющего должна стоять на полу, иначе удар будет признан фолом. Размер, форма и способ ношения обуви должны быть оптимальными.

Вы когда-нибудь задумывались, как вы воспринимаете внешний мир? Прежде всего вы должны начать с себя и понять самого себя в этом мире.

Удар во время движения шаров

Если при выполнении удара любой другой шар на столе движется, то выполняемый удар считается нарушением. Шар, вращающийся на месте, движущимся считается.

Завершение удара.

До тех пор удар считается не завершённым (а значит и не засчитанным), пока шары на столе не остановятся (все, даже вращающиеся на месте).

Фол при соприкос. шаров.

Удар не засчитывается (т.е. будет нарушением), если биток, находящийся в игре, и любой прицельный шар соприкоснётся с чем-нибудь (одеждой, мелком, телом и т.д.) кроме наклейки кия, соприкосновение которой с битком при выполнении правильного удара допускается только один раз.

Фол при двойном ударе в игре Карамболь.

Нарушением считается, если в течение удара наклейка кия касается битка долее одного раза. Решение судьи о том, что наклейка кия соприкасалась с битком во время его прикосновения к прицельному шару — считается фолом.
Если по мнению судьи (а он исходит из характера позиции шаров, их поведения, звука во время удара было два раздельных соприкосновения битка и наклейки кия, то такой удар считается нарушением.

Фол при пропихе

Если в процессе удара биток наклейкой кия пропихивается так, что соприкосновение продолжается больше мгновения, которое соответствует обычному удару, то такой удар считается нарушением. Удар будет считаться фолом, если во время него игрок протолкнул или пропихнул наклейкой кия биток.

Выскочивший биток.

Если после удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола — то это нарушение.

Общие правила при фоле.

Наказания за нарушения в разных играх отличаются. Однако ряд общих правил всё-таки существует:
-У того, кто нарушил правила, серия заканчивается.
-Не засчитываются ранее набранные очки.

Неправильный перескок в игре «Карамболь».

Расценивается как нарушение, когда игрок при нанесении удара ниже центра битка («подбрасывании» или «подковыривании» битка) отрывает его от стола, чтобы обойти мешающий шар. Такой прыжок вызывается случайно и не всегда считается фолом, но когда в течение удара наконечник или шафт касается битка, это считается всё-таки фолом.

Наказание при умышленном фоле.

Удары по битку, который находится в игре, наносятся только наклейкой кия (наконечником, шафтом и т.д.) и ничем более. Согласно правил такие удары — нарушение.
Если же удар наносится умышленно, судья предостерегает игрока и предупреждает, что, повторяя аналогичное нарушение, он проиграет и ему будет засчитано поражение.

Самопроизвольно двигающиеся шары в игре «Карамболь».

Шар, который катится, поворачивается, сдвигается или по-другому двигается самопроизвольно, должен быть оставлен в сложившейся позиции. Затем игра продолжается.

Ответственность игрока за нарушение правил в игре

Если игрок принёс мелок, машинки, приспособления для правки наклейки кия или использует другие предметы рядом со столом, то он несёт за них ответственность. Бывает что игрок сбивает наконечник машинки или роняет мел. В случае касания таким предметом любого шара, который находится в игре, игрок тоже несёт ответственность.

Выскочившие шары.

Выскочившими считаются шары, которые после удара вышли за пределы поверхности стола (борт, пол). В процессе игры шары иногда выскакивают на поверхность борта. Если же они самостоятельно, не коснувшись какого-нибудь предмета, не являющегося частью стола, вернулись на игровую поверхность, то считаться выскочившими они не будут.
А если шары коснулись, например, крепления светильника, мелка на борте и т.п., то есть коснулись чего-нибудь, не являющегося поверхностью стола, их считают выскочившими, хотя они самостоятельно вернулись на поверхность стола. После того как шары на столе остановятся, выскочившие шары выставляются (см.п. «Выставление выскочивших шаров»).

Вмешательство, которое не вызвано игроком.

Если во время созтязания произошло перемещение шаров, не вызванное игроками (даже когда игрока толкнут, в результате чего положение шаров изменится), то прежняя позиция максимально точно восстанавливается. Штраф не налагается. Игра продолжается. В официальном соревновании судья сам восстанавливает положение шаров. В случае любых воздействий стихии (ураганы, землятрясения, отключение электричества) это правило тоже действительно.

Определение правильного отыгрыша в игре Карамболь.

Если после соприкосновения битка с прицельным шаром хоть один шар доведён до борта, отыгрыш будет выполнен правильно. Впрочем, по правилам игры «Трёхбортный карамболь» преднамеренные отыгрыши запрещаются (по версии Ассоциации Соединённых штатов (USBA).

Ограничение на количество отыгрышей.

Выполнять подряд несколько преднамеренных отыгрышей нельзя. Если отыгрышем закончилась последняя серия, то игрок обязан в начале следующего игрового подхода сделать попытку результативного удара. Будет нарушением это правило не выполнить. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь» требования данного пункта неприменимы.)

Удар после отыгрыша

Если игроком выполняется преднамеренный отыгрыш или совершается нарушение, то этот игрок должен выполнить «удар после отыгрыша» в начале следующей серии, т.е. стремиться к результативному удару. Фол объявляется игроку, который вновь начинает отыгрыш. Объявление фола в этом случае не зависит от того, были соблюдены или не были соблюдены условия правильного отыгрыша. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь по версии Бильярдной Ассоциации Соединённых штатов требования этого пункта не применяются).

Выставление выскочивших шаров.

Биток выставляется на переднюю отметку, если он выскочил.
Если передняя отметка занята, то на заднюю отметку выставляется, а если и она занята, то на среднюю выставляется.
Если белый прицельный шар выскочил, он выставляется на переднюю отметку. (Если она занята, то биток на заднюю отметку выставляется, если и она занята, на среднюю выставляется).
Если красный прицельный шар выскочил, то он на заднюю отметку выставляется. (Если же она занята, шар на переднюю отметку выставляется, если и она тоже занята, то на среднюю).
В случае выскакивания и прицельного шара, и битка, первым выставляется биток, за ним прицельный шар (по выше описанным правилам).
При выскакивании обоих прицельных шаров они выставляются соответственно выше описанным правилам.
Если отметка предназначена для выставления какого-нибудь прицельного шара, а её занимает биток, то выставляется сначала тот прицельный шар, отметка которого не занята. Следующий выставляется по правилам, описанным выше.

Виды карамболя.

1. Однобортный.

Цель игры — раньше противника набрать определённое количество очков.
а) биток коснулся хоть одного борта, а потом последовательно двух прицельных шаров.
б) биток коснулся прицельного шара, потом борта, а затем другого прицельного шара.
В случае ошибки списывается со счёта игрока одно очко. Позволяется продолжить подход при результативном ударе.

2. Трёхбортный.

Цель аналогична цели однобортного карамболя.
Результативным считается удар, если
а) биток коснулся трёх бортов (как минимум), а потом последовательно коснулся двух прицельных шаров.
б) биток коснулся прицельного шара, потом трёх бортов, а затем другого прицельного шара.
в) биток коснулся борта, затем прицельного шара, потом ещё двух бортов, а после этого другого прицельного шара.
г) биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем ещё одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Фол объявляется, если после удара несколько шаров (или один) выходят за пределы стола. Выполняя умышленный отыгрыш (при условии, что прицельный шар стоит вплотную к борту), нужно, чтобы после соударения прицельного шара и битка, каждый из них коснулся борта (биток — любого, а прицельный шар до другого борта дошёл).
Продолжить подход можно после результативного удара. Право удара переходит к противнику, если игрок ошибся. При этом очки не списываются со счёта.

3. Открытая партия.

Особенности открытой партии.
Касание битком бортов не обязательно при соударении шаров. Одно очко начисляется за результативный удар. В треугольных зонах, очерченных в углах стола, можно сделать только один карамболь, после чего производится обязательно удар, за которым биток партнёра или красный шар должен покинуть эту зону для продолжения серии ударов. Удар переходит к противнику, если шар не покинул зону. При этом не взимается штраф.

4. Кадре 47/1.

Особенности.
На столе 9 зон: три зоны — прямоугольные и у коротких бортов (сторона 47 см) — шесть квадратов. Собравшимися в каждой зоне шарами производится только один карамболь., потом биток или красный шар соперника зону должен покинуть. Шар, который покинул зону, имеет право вернуться для продолжения следующего карамболя (одного) в ту же самую зону.

5. Кадре 74/2.

Особенности.
На столе 6 зон: стол делится вдоль длинных бортов пополам одной линией. Параллельно коротким бортам (на расстоянии 74см) проходят ещё две линии. Разрешается выполнить два карамболя подряд в каждой из зон.

6. Артистический карамболь.

В этой игре требуется, чтобы количество и последовательность соударений битка с бортами и прицельными шарами были строго определены для конкретного случая. Определена позиция шаров для каждого удара. На стол можно (в некоторых положениях) выставлять одну или несколько фишек, чтобы определить траекторию движения шаров.
Позволяются три попытки игроку для осуществления удара. Если шар успешный, то начисляется от 4 до 11 очков (количество очков зависит от степени сложности). В результате случайной выборки из 76 обязательных позиций определяются позиции для любого состязания. Удар окажется неудачным (хотя все условия и выполнены), если после удара один из шаров выйдет за пределы стола.

Успех ударов во многих позициях объясняется применением редких приёмов (удары массе, экстремальные резки). Их-то как раз не применяют в других играх бильярдных, в иных видах карамболя. Удары эти похожи на трюки. Они очень артистичны. Вот поэтому и назвали карамболь артистическим.
По данной игре проводятся чемпионаты мира, начиная с 1986 года. Максимальное количество очков (447) набрал бельгиец в 2006 году. В 2008 году состоялся чемпионат в Бельгии. В финале игрок Хаси Арап Яман (Турция) победил в пятисетовом матче титулованного Хавьера Фонеллосу. (Испания).

Исторический экскурс

Играть с шарами человечество научилось настолько давно, что в истории не сохранилось никакой, даже приблизительной, даты их возникновения. Многие исследователи истории бильярда считают, что эта игра в Европу пришла из Азии.

Существует огромное количество способов игры в бильярд. Есть американка, есть русский бильярд, есть английская разновидность бильярда - снукер, а есть французская - карамболь. Вот о нем-то мы и поговорим, поскольку это нестандартная игра, требующая особых умений и навыков.

Любители бильярда связывают его популярность в Европе с французским королем Людовиком XI, поскольку уже в конце 15 столетия тот заказал себе персональный бильярдный стол. Однако, впервые зафиксированное упоминание об игре в три шара (один красный и два белых с цветными метками), относится к 1775 году. Сначала в карамболь играли на обычных бильярдных столах с лузами, но уже в начале 19 века для этой игры были сделаны специальные безлузовые столы.

Женщины получили право играть в бильярд гораздо позже мужчин. И скорее всего, благодаря любви к этой «мужской» игре коронованных особ женского пола. Как известно, в бильярд любила играть Мария Стюарт (королева Шотландии), императрица Анна Иоанновна, при которой бильярдные столы стояли в гостиницах, трактирах и даже казармах. Собственно, в России бильярд появился при Петре I, который привез первый стол именно для карамболя из Голландии. И лишь намного позже в России стали играть на столах с лузами, после чего появилась «русская пирамида».

Основные виды и правила игры

Итак, карамболь, как, впрочем, и другие разновидности бильярда, имеет несколько подвидов. Хотя общая цель игры - набрать наибольшее количество очей, способы их набора зависят от вида.

В «Однобортном карамболе» используют обычно белый, жёлтый и красный шар. Игра ведется до 30 или 60 очков.

Игроки проводят по серии ударов, каждый из которых должен завершиться соприкосновением битка с прицельным шаром либо после попадания в один или несколько бортов, либо после попадания по прицельному шару коснуться борта и попасть во второй прицельный шар.

В «Трехбортном карамболе» также нужно набрать от 30 до 60 очков. Каждый результативный удар приносит очко, которое присуждается, если биток задел прицельный шар, затем коснулся трех или нескольких бортов и попал во второй прицельный шар. Также возможны варианты, когда биток попадает по трем или более бортам, а затем касается двух прицельных шаров. Или биток бьет прицельные шары вперемешку с касанием бортов.

Карамболь «Открытая партия» ведется до 400 или 500 очков. Она отличается тем, что на бильярдном столе выделены угловые зоны, в которых можно делать только один карамболь, после чего красный шар или биток партнера обязательно должны быть выбиты из этой зоны.

Отличие следующих двух видов карамболя "Кадре 47/1" и "Кадре 74/2" в разметке стола и количестве карамболей, которые можно делать в каждой зоне (размеры зон и количество карамболей понятны из названия). Игрок должен набрать в каждой партии15 очков для победы, а счет партий — до трех побед.

В странах Средиземноморья популярна игра «Карамболь с фишками», смысл которой заключается в том, что очки набираются не только за счет выполнения правильных ударов, но и за сбивание фишек.

Наиболее интересной и зрелищной разновидностью игры является «Артистический карамболь», который приобретает все большую популярность. С 1986-го года проводятся даже чемпионаты мира в этом виде бильярда. В этом виде карамболя существует 76 обязательных позиций, для каждой из которых нужно выполнить удар со строго регламентированным количеством соприкосновений битка с прицельными шарами и бортами. Очки начисляются за каждый правильный удар от 4 до 11 (в зависимости от сложности). Для достижения результата применяют удары (экстремальные резки, удары массе́), которые не используются в других видах бильярда.

Особенности бильярдного стола для карамболя

Особенность столов для игры в карамболь заключается в том, что они делаются с подогревом плиты. Для чего? Поскольку при ударах в карамболе шар совершает вращательные движения по фантастическим траекториям, скольжение его по сукну должно быть безупречным, а подогрев увеличивает скорость раската в три раза. Размеры стола для игры в карамболь стандартные - 9-ти или 10-футовые, высота - 74,9 см.

Бильярдные шары для карамболя могут весить от 198 до 220 гр, и иметь в диаметре от 60 до 62 мм. Бильярдный кий для карамболя может быть как цельным, так и составным, весом - 480-520 г, длиной от 1350 до1500 мм и изготавливаться из любого материала.

Где играют в карамболь?

Карамболь получил наибольшее распространение в Европе (Испания, Голландия, Греция, Германия, Бельгия, Франция, Италия, Швеция, Португалия, Чехия, Дания, Австрия), России, Северной и Южной Америке (США, Колумбия, Венесуэла, Эквадор), Египте и Турции, Вьетнаме, Корее, Японии.

В этом году Антверпен принимал 66-й чемпионат мира по трехбортному карамболю, а первый состоялся в 1928 году во Франции (Реймс). Первый титул чемпиона мира по карамболю принадлежит Эдмунду Сусса (Египет).

Тайны увлекательной настольной игры – шашматы!

История возникновения такого вида настольной игры как шашматы и на сегодняшний день пока неизвестна, но все, же ходят множество различных легенд и версий. По одной из многочисленных легенд шашматы изобрел древнегреческий герой, которого зовут Паламед, участник осады Трои. Как нам известно, осада Трои длилась долгих 10 лет, и чтоб не заскучать Паламед начал рисовать клетки на земле, вследствие чего появилась такая увлекательная игра.

Русский бильярд

Практически все специалисты сходятся во мнении, что родиной бильярда является Азия. Но некоторые утверждают, что бильярд появился в Индии или Китае. Можно смело утверждать, что согласно складу национального характера, практически все изобретения, которые были сделаны китайцами, достаточно редко доводились до какого либо совершенства. Вот и китайский бильярд до наших дней остался самой обыкновенной незамысловатой детской игрушкой.

Карамболь - разновидность безлузного бильярда и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Манго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение.

Бильярдное оборудование:
Столы: 4,5×9 футов; 5×10 футов (1382×2764 мм; 1536×3072 мм), высота - 749 мм, безлузные с подогревом;
шары: вес 198 - 213 г, диаметр - 62 мм;
кии: вес - 480−520 г, длина - 1350-1500 мм.

Общие правила

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ
2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки.

РАССТАНОВКА ШАРОВ
Красный шар - на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного в любом порядке.

ОТЫГРЫШ
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия - фол (ошибка). Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
Выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку).
Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше.
Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.

БИТОК ВПЛОТНУЮ К ПРИЦЕЛЬНОМУ ШАРУ
В этом случае игрок имеет право: - выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку; - произвести удар в сторону от прицельного шара, т.е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную. Неправильно выполненный удар в сторону от шара - ошибка. Если сделан выбор п.1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.

БИТОК ВПЛОТНУЮ К БОРТУ
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

УСЛОВИЯ ИГРЫ
Количество игроков - двое или трое. Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный. Цель игры - набрать первым заданное количество очков - 30−60. Счет - за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар - биток касается 2-х прицельных шаров без ошибок).

Однобортный карамболь

ПРАВИЛА ИГРЫ
Прицельный результативный удар дает право продолжить серию. При выполнении удара необходимо, чтобы биток либо до соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, или после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем другого прицельного шара. В противном случае - штраф. За каждую ошибку с текущего счета списывается одно очко.

Трехбортный карамболь

ЦЕЛЬ ИГРЫ
Первым набрать определенное количество очков (30−60). За каждый правильный результативный удар начисляется 1 очко.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР
- если биток касается прицельного шара, затем 3-х или более бортов и попадает во второй прицельный шар;
- если биток касается 3-х или более бортов, а затем двух прицельных шаров;
- если биток касается борта, затем прицельного шара, затем 2-х или более бортов и попадает в другой прицельный шар;
- если биток касается 2-х или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов и попадает в другой прицельный шар.

НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
Выполняется в соответствии с общими правилами. За удар, выполненный с нарушением, объявляется штраф, право удара переходит к сопернику и очки не засчитываются.

ПРАВИЛА ИГРЫ
1. Каждый результативный удар дает право продолжить серию;
2. За выскочившие шары объявляется ошибка (фол);
3. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта.

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЯ
Серия заканчивается, а очки не засчитываются (но не вычитаются).

Открытая партия

ПРАВИЛА ИГРЫ
Игра ведется до 400−500 очков. При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. Каждый карамболь стоит 1 очко. Красный шар ставится на точку 3, биток соперника - на точку 1. Начальный удар производится согласно общим правилам. Карамболь можно сделать от шара и от бортов.

ОСОБЕННОСТИ
В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к партнеру, но штраф не берется.

Кадре 47/1

ОСОБЕННОСТИ
На столе размечается 9 зон: 6 квадратов у коротких бортов со стороной 470 мм (47 см) и 3 прямоугольных зоны.

ПРАВИЛА ИГРЫ
В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров должен покинуть зону (красный или биток противника). Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (опять только 1) карамболя.

Кадре 74/2

ОСОБЕННОСТИ
Стол размечается на 6 зон: одна линия делит стол пополам, 2 другие - параллельно коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

Артистический карамболь

В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.

Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.

Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.


Карамболь - разновидность безлузного бильярда и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.
Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Манго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение.

§ 1. Бильярдное оборудование.
- Столы: 4,5х9 футов; 5х10 футов (1382х2764 мм; 1536х3072 мм), высота - 749 мм, безлузные с подогревом;
- шары: вес 198 - 213 г, диаметр - 62 мм;
- кии: вес - 480-520 г, длина - 1350-1500 мм.
§ 2. Виды карамбольных игр.
- «открытая партия»;
- «кадре 41/1»;
- «кадре 72/2»;
- «карамболь от одного борта»;
- «карамболь от трех бортов».

Общие правила

§ 1. Используемые шары.
2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки.
§ 2. Расстановка шаров.
Красный шар - на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.
§ 3. Начальный удар.
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного в любом порядке.
§ 4. Отыгрыш.
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия - фол (ошибка). Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.
§ 5. Выставление шаров.
Выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.
§ 6. Биток вплотную к прицельному шару.
В этом случае игрок имеет право:
1. Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку;
2. Произвести удар в сторону от прицельного шара, т.е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную. Неправильно выполненный удар в сторону от шара - ошибка. Если сделан выбор п.1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
§ 7. Биток вплотную к борту.
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.
§ 8. Условия игры.
Количество игроков - двое или трое. Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный. Цель игры - набрать первым заданное количество очков - 30-60. Счет - за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар - биток касается 2-х прицельных шаров без ошибок).

ОДНОБОРТНЫЙ КАРАМБОЛЬ.

§ 1. Правила игры.
Прицельный результативный удар дает право продолжить серию. При выполнении удара необходимо, чтобы биток либо до соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, или после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем другого прицельного шара. В противном случае - штраф. За каждую ошибку с текущего счета списывается одно очко.

ТРЕХБОРТНЫЙ КАРАМБОЛЬ.

§ 1. Цель игры.
Первым набрать определенное количество очков (30-60). За каждый правильный результативный удар начисляется 1 очко.
§ 2. Результативный удар.
- если биток касается прицельного шара, затем 3-х или более бортов и попадает во второй прицельный шар;
- если биток касается 3-х или более бортов, а затем двух прицельных шаров;
- если биток касается борта, затем прицельного шара, затем 2-х или более бортов и попадает в другой прицельный шар;
- если биток касается 2-х или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов и попадает в другой прицельный шар.
§ 3. Начальный удар.
Выполняется в соответствии с общими правилами. За удар, выполненный с нарушением, объявляется штраф, право удара переходит к сопернику и очки не засчитываются.
§ 4. Правила игры.
1. Каждый результативный удар дает право продолжить серию;
2. За выскочившие шары объявляется ошибка (фол);
3. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта.
§ 5. Штраф за нарушения.
Серия заканчивается, а очки не засчитываются (но не вычитаются).

ОТКРЫТАЯ ПАРТИЯ.

§ 1. Правила игры.
Игра ведется до 400-500 очков. При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. Каждый карамболь стоит 1 очко. Красный шар ставится на точку 3, биток соперника - на точку 1. Начальный удар производится согласно общим правилам. Карамболь можно сделать от шара и от бортов.
§ 2. Особенности.
В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к партнеру, но штраф не берется.

«КАДРЕ 47/1»

§ 1. Особенности.
На столе размечается 9 зон: 6 квадратов у коротких бортов со стороной 470 мм (47 см) и 3 прямоугольных зоны.
§ 2. Правила игры.
В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров должен покинуть зону (красный или биток противника). Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (опять только 1) карамболя.

«КАДРЕ 74/2»

§ 1. особенности.
Стол размечается на 6 зон: одна линия делит стол пополам, 2 другие - параллельно коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м (±5 мм). Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм (±1 мм) в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта - 12,5 см (±1 см), цвет - матовый, гармонирующий с цветом сукна.

Сукно используется для покрытия бильярдных столов с 15 века. Сегодня бо́льшая часть сукна для карамбольных столов делается из грубой ткани, сделанной из стопроцентной камвольной шерсти, выкрашенной в зелёный цвет. Такое сукно является «быстрым», то есть обеспечивает достаточно маленькое сопротивление катящимся шарам. Зелёный цвет сукна используется с 16 века. По одной из версий, такой цвет был выбран для имитации травяного покрытия. Однако он выполняет и более практичную функцию. Зелёный цвет не раздражает глаза человека, что позволяет проводить более долгие матчи, не вызывая усталости глаз.

Бильярдные шары за время своего существования делались из множества материалов: глины, дерева, слоновой кости, различных пластиков и даже стали. Доминирующим материалом с 1627 года была слоновая кость. Необходимость замены этого сырья более современным стала очевидной в начале-середине ХХ века, и обуславливалась экономической эффективностью производства, а также угрозой истребления слонов.

Современные шары делаются из фенолоальдегидных полимеров или других упругих пластмасс. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса - от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым легким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна превышать 2 грамм. В комплект входит три шара: однотонный белый биток, белый биток с красными или черными точками (также допускается однотонный жёлтый шар) и прицельный шар красного цвета.

Для игры в карамболь разрешается использовать кии из любых материалов и любых размеров. Они могут быть как цельными, так и составными. Игрок имеет право использовать несколько киёв в одном матче.

Общие правила

Расстановка шаров

Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

Начальный удар

При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шара в любом порядке.

При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром один из них коснулся борта. Запрещается отыгрываться 2 раза подряд.

Выставление шаров

Если биток покинул пределы стола, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если пределы стола покидают сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе.

Биток вплотную к прицельному шару

    В этом случае игрок имеет право:
  • Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку. Если соответствующая точка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
  • Произвести удар в сторону от прицельного шара, то есть биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.

Биток вплотную к борту

Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определённое число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не учитывается. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

Разновидности карамболя

Однобортный

Цель игры - набрать определённое количество очков раньше соперника. За результативный удар начисляется одно очко.

  • биток коснулся как минимум одного борта, а затем последовательно двух прицельных шаров;
  • биток коснулся прицельного шара, затем борта, а затем другого прицельного шара.
Основные правила: За каждую ошибку со счёта игрока списывается одно очко. Результативный удар позволяет продолжить подход.

Трёхбортный

Цель игры та же, что при игре в однобортный карамболь.

    Удар считается результативным, если:
  • биток коснулся как минимум трёх бортов, а затем последовательно двух прицельных шаров;
  • биток коснулся прицельного шара, затем трёх бортов, а затем другого прицельного шара;
  • биток коснулся борта, затем прицельного шара, затем еще двух бортов, а после этого другого прицельного шара;
  • биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем еще одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Основные правила: Если в результате удара один или несколько шаров покидают пределы стола, объявляется фол. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта. Результативный удар позволяет продолжить подход. Если игрок допустил ошибку, право удара переходит к сопернику (очки со счёта не списываются).

Открытая партия

Особенности:
При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. За результативный удар начисляется одно очко. В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к сопернику, но штраф не взимается.

Особенности:
Стол делится на 9 зон: шесть квадратов у коротких бортов со стороной 47 см и три прямоугольных зоны. В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров (красный или биток противника) должен покинуть зону. Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (снова только одного) карамболя.

Особенности:
Стол делится на 6 зон: одна линия делит стол пополам вдоль длинных бортов, две другие параллельны коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

Артистический карамболь

Удар массе вокруг фишки
В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.
Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.
Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе́), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.
По артистическому карамболю с 1986-го года проводятся чемпионаты мира. Самое большое количество очков, когда-либо набранное игроком на этих соревнованиях, 374, заработал француз Жан Ревершо в 1992-м году. В финале чемпионата 2008-го года в Бельгии турецкий игрок Хаси Арап Яман в упорном пятисетовом матче переиграл титулованного испанца Хавьера Фонеллосу.