Картотека подвижных игр картотека по физкультуре (1 класс) на тему. Подвижные игры на свежем воздухе Игра лисы и куры

Ирина Рохина
Подвижные игры и упражнения для детей средних групп

Подвижная игра «Найди себе пару»

Для игры нужны платочки двух цветов (по количеству детей ) (половина платочков одного цвета, остальные – другого) . Каждый играющий получает один платочек. По сигналу воспитателя все дети разбегаются, стараясь занимать всю площадь зала (площадки) . На слова «Найди пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие платочки одного цвета, встают парами. В случае если ребенок не может найти себе пару, играющие произносят : «Ваня (Коля, Оля, не зевай, быстро пару выбирай!» Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Автомобили»

Каждый играющий получает руль. По сигналу воспитателя (поднят зеленый флажок) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (поднят красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.

Подвижная игра «Самолеты»

Дети становятся в несколько колонн по разным сторонам зала. Место для каждой колонны обозначается предметом (кубик, кегля, набивной мяч) . Играющие изображают летчиков. По сигналу воспитателя : «К полету!» - дети выполняют круговые движения согнутыми руками перед грудью – «заводят моторы» . На следующий сигнал : «Полетели!» - дети поднимают руки в стороны и бегают – «летают» в разных направлениях по всему залу. По сигналу : На посадку!» - дети-«самолеты» находят свое место (у своего кубика) и строятся в колонны.

Подвижная игра «Огуречик, огуречик …»

На одной стороне зала – воспитатель (ловишка, на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит : Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Дети бегут за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

Подвижная игра «У медведя во бору»

На одной стороне зала (площадки) проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце зала обозначается линией «дом» детей . Воспитатель назначает одного из играющих медведем, остальные играющие – дети, они остаются дома.

Воспитатель говорит : «Идите гулять» . Дети направляются к опушке леса, собирают грибы – имитируют соответствующие движения – и произносят :

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит».

Медведь с рычанием поднимается, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться) . Пойманного ребенка он отводит к себе в «бор» . Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2-3 детей , назначается или выбирается другой медведь. Игра повторяется.

Подвижная игра «Кот и мыши»

На одной стороне зала на стулья кладут рейки или ставят стойки с натянутым на высоте 50 см от уровня пола шнуром – это дом мышей. На некотором расстоянии от дома мышей на стуле располагается кот (ребенок в шапочке кота) .

Воспитатель говорит :

Кот мышей сторожит,

Притворился, будто спит.

Дети проползают под рейками (или шнурами, встают и бегут врассыпную.

Воспитатель приговаривает :

Тише, мыши не шумите

И кота не разбудите.

Дети-«мыши» легко, стараясь не шуметь, бегают по всему залу. Через 20-25 секунд воспитатель восклицает : «Кот проснулся!» Водящий-«кот» , кричит : «Мяу!» , и бежит за «мышами» , а те прячутся в «норки» (подлезают под рейки, а вбегают в норки через не загороженную часть) . Игра повторяется несколько раз. На роль кота выбирается другой ребенок.

Подвижная игра «Ловишки»

Дети находятся на одной стороне зала за условной чертой. Им дают задание : добежать до следующей черты (на другую сторону зала) так, чтобы водящий, который находится в центре зала, не успел кого-либо осалить. После слов педагога : «Раз, два, три – беги!» - дети перебегают на другую сторону. Тот, до кого дотронулся ловишка, считается пойманным и отходит в сторону. После двух перебежек подсчитываются пойманные и выбирается другой водящий.

Подвижная игра «Лошадки»

Дети распределяются на две равные группы : одни ребята изображают лошадок, другие – конюхов. У каждого конюха вожжи-скакалка. По сигналу воспитателя «конюхи» запрягают «лошадок» (надевают им вожжи-скакалки) . По следующему указанию педагога дети передвигаются сначала шагом, поднимая высоко ноги в коленях, затем переходят на бег (в разном направлении) так, чтобы не мешать друг другу. Через некоторое время лошадки останавливаются, их распрягают и выпускают на луг, «конюхи» также отдыхают. По сигналу воспитателя дети меняются ролями и снова выполняют упражнения в ходьбе и беге . Игра повторяется несколько раз с разными игровыми сюжетами (лошадки едут за сеном, за дровами и т. д.) .

Подвижная игра «Лиса и куры»

На одной стороне зала находится «курятник» (можно использовать гимнастическую скамейку) . В «курятнике» на «насесте» сидят куры. На противоположной стороне зала – «нора» лисы. Все свободное место – это двор.

Один из играющих назначается лисой, остальные дети – куры. По сигналу воспитателя «куры» прыгают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу : «Лиса!» - «куры» убегают. «Лиса» старается поймать «кур» . Не успевшую спастись «курицу» она уводит в свою нору. Игра возобновляется. Когда «лиса» поймает 2-3 «кур» , выбирается другая «лиса» .

Игра малой подвижности «Найдем цыпленка»

Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушечного цыпленка и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с этим заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести ее.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Одного из играющих выбирают водящим – это волк. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне зала «зайцы» устраивают себе «домики» (обручи большого диаметра) . В начале «зайцы» находятся в своих «домиках» , «волк» - на другом конце зала («в овраге» ).

Воспитатель произносит :

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зеленый, на лужок.

Травку щиплют, кушают

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

«Зайцы» выпрыгивают на двух ногах из «домиков» и разбегаются по всему залу (площадке, прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за «зайцами» , стараясь их поймать (коснуться) . «Зайцы» убегают каждый в свой «домик» . Пойманных «зайцев» «волк» отводит в свой овраг. Игра возобновляется. После того как будут пойманы 2-3 «зайца» , выбирают другого «волка» .

Подвижная игра «Птички и кошка»

Воспитатель выкладывает круг из веревки или шнура. Дети становятся по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают водящим – «кошкой» , которая находится в центре круга; остальные дети – птички. «Кошка» засыпает (закрывает глаза, а «птички» прыгают в круг, «летают» . По сигналу воспитателя «кошка» просыпается, произносит : «Мяу!» и начинает ловить «птичек» , а они улетают за пределы круга. Пойманных «птичек» «кошка» оставляет около себя. Игра повторяется с другим водящим.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

На одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят «воробышки» . На другой стороне обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» , - говорит воспитатель, и дети-«воробышки прыгают со скамеек (высота 20 см, бегают в разных направлениях, подняв руки в стороны – «летают» . Раздается гудок, и появляется «автомобиль» (ребенок, в руках у которого руль) . «Воробышки быстро улетают в свои «гнезда» . «Автомобиль» возвращается в гараж. Игра повторяется.

Подвижная игра «Перелет птиц»

Дети «птицы» собираются на одной стороне площадки. На другой стороне расположены гимнастические скамейки – «деревья» . По сигналу : «Полетели!» - птицы разлетаются по всему залу, расправляя крылья (руки в стороны) и помахивая ими. По сигналу : «Буря!» - «птицы» занимают места на гимнастических скамейках как можно быстрее. Воспитатель говорит : «Буря прошла» , «птицы» спокойно «спускаются с деревьев» и продолжают «летать» . Игра повторяется 3-4 раза.

Подвижная игра «Зайка беленький»

Дети изображают зайчиков. Они располагаются по всей площадке. Воспитатель говорит :

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Из числа играющих выбирается «охотник» , остальные дети – «зайцы» , они находятся в «норках» (кружках) . Количество «норок» на одну меньше числа зайцев. «Охотник» старается поймать «зайца» , оставшегося без дома. Тот убегает. Он может спастись в любой «норке» - забежать в кружок. Теперь уже другой заяц остается без «норки» , и его ловит «охотник» . Если «охотник поймает (коснется) зайца, то они меняются ролями. Если «охотник» долго никого не может поймать, на эту роль выбирают другого ребенка.

Подвижная игра «Совушка»

Выбирается водящий-«совушка» , остальные дети изображают бабочек, птичек и т. д. По сигналу воспитателя : «День!» - дети бегают по всему залу, на команду : «Ночь!» - замирают и останавливаются в том месте, где застала их команда. «Совушка» выходит из своего гнезда и тех, кто шевелится, забирает к себе. Игра повторяется.

Подвижная игра «Догони пару»

Дети становятся в две шеренги на расстоянии 3-4 шагов одна от другой. По команде воспитателя : «Беги!» - первая шеренга детей убегает , а вторая догоняет (каждый догоняет свою пару – ребенка, стоящего напротив, стараясь осалить до пересечения линии финиша).

Подвижная игра «Удочка»

Дети стоят в кругу. В центре круга воспитатель держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает мешочек на веревке по кругу над самой землей (полом, а дети подпрыгивают, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает детям, как следует подпрыгивать : энергично оттолкнуться от пола и подобрать ноги под себя. Воспитатель вращает мешочек в обе стороны попеременно.

Игровые упражнения для детей средних групп

«Вдоль дорожки»

Воспитатель выкладывает из шнуров две дорожки (ширина 25 см) и на расстоянии 1м от них ставит по кубику. Дети выполняют прыжки на двух ногах по дорожке, обходят кубик и становятся в свою колонну. Задание выполняется поточным способом двумя колоннами.

«Мяч через сетку»

Между двумя стойками (деревьями) натягивается сетка (шнур) на высоте поднятой вверх руки ребенка (среднего роста в группе ) . Дети располагаются по обеим сторонам от сетки на расстоянии 1,5-2 м. В руках у каждого ребенка одной группы мяч большого диаметра. По команде воспитателя дети перебрасывают мячи через сетку двумя руками из-за головы. Вторая группа детей старается поймать мячи после отскока от земли.

«Перебрось – поймай»

Дети перебрасывают мячи друг другу, стоя в шеренгах одна напротив другой на расстоянии 1,5 м (способ – двумя руками снизу) . По 10-12 раз.

«Поймай мяч»

Дети становятся в две шеренги на расстоянии 2м одна от другой. В руках у каждого ребенка одной шеренги мяч среднего диаметра . Исходное положение ног – на ширине плеч. По команде воспитателя дети двумя руками из-за головы бросают мяч об пол между шеренгами. Дети второй шеренги ловят мячи после отскока о пол (землю) . Так ребята перебрасывают мячи друг другу несколько раз подряд.

«Не попадись»

Прыжки на двух ногах в круг и из круга по мере приближения водящего.

Играющие лепят снежки и становятся в шеренгу на исходную позицию. Снежки кладут около ног. По сигналу воспитателя : «Бросили!» - бросают снежки как можно дальше, отмечают тех, чей снежок упал к обозначенному месту (ориентиры – цветные предметы) . После того как все снежки использованы, воспитатель отмечает самого успешного ребенка (или несколько ребят) .

«Снежная карусель»

Взявшись за руки, дети образуют круг. Ходьба в круге, по сигналу воспитателя ускоряют шаг и переходят на легкий бег (темп умеренный) . Пробежав круг или полтора круга, дети переходят на ходьбу. Воспитатель говорит : «Ветер изменился, все поворачиваются и повторяют бег в другую сторону. «Ветер затих» , - говорит педагог, и дети переходят на ходьбу, а затем останавливаются.

«Снайперы»

На верхний край снежного вала воспитатель ставит несколько цветных кубиков. Дети строятся в шеренгу и по команде : «Бросили!» - стараются снежком сбить кубик.

«Снежинки – пушинки»

Играющие выполняют ходьбу и бег по кругу (в центре круга снеговик или другая постройка из снега, по сигналу воспитателя меняют направление движения. Через некоторое время воспитатель говорит : «Снежинки-пушинки устали кружиться, присели отдохнуть» . Дети останавливаются и приседают. Игровое упражнение повторяется после небольшой паузы.

«Найдем снегурочку»

Воспитатель наряжает куклу Снегурочкой и прячет ее на участке. Говорит детям, что к ним пришла снегурочка, но ее надо найти. Дети вместе с воспитателем ищут Снегурочку; найдя, водят хоровод.

«Покружись»

Воспитатель предлагает детям образовать пары (по желанию) . По сигналу педагога : «Покружись!» - пары кружатся сначала в одну сторону, затем в другую (2-3 раза) .

«Брось снежок»

«Быстрые и ловкие»

Дети становятся вокруг снеговика на расстоянии2м от него, в руках у каждого ребенка снежок, по сигналу воспитателя дети бегут к снеговику и кладут свои снежки, затем поворачиваются кругом и бегут на исходную линию. В это время воспитатель убирает один снежок. При повторении бега к снеговику один из играющих остается без снежка. Дети возвращаются на исходную линию, а воспитатель кладет недостающий снежок. Игровое упражнение повторяется еще раз .

«Сбей кеглю»

На снежный вал ставят 6-8 кеглей. У детей по 3-4 снежка . Первая группа ставится на исходную линию. По сигналу воспитателя дети метают снежки, стараясь сбить кегли. Вторая группа детей выходит на исходную линию.

«Успей поймать»

Дети перестраиваются в две шеренги и перебрасывают мяч друг другу одной рукой, ловят мяч после отскока о землю двумя руками (8-10 раз) .

«Подбрось – поймай»

Дети располагаются по всей площадке и упражняются с мячом : броски вверх и ловля его двумя руками.

«Перепрыгни ручеек»

Воспитатель делает из косичек дорожки («ручейки» ) разной ширины – от 30 до 70 см. Дети становятся в две колонны и выполняют прыжки на двух ногах через «ручейки» .

«Пробеги – не задень»

В один ряд ставят 6-8 кеглей, расстояние между ними 30 см. Дети пробегают между кеглями, стараясь не задеть и не уронить их.

«Попади в корзину»

Воспитатель ставит 2-3 корзины. Дети становятся вокруг корзины на расстоянии 2 м. У детей по 2-3 мешочка лежат (у ног) . Дети метают мешочки, стараясь попасть в корзину (сначала девочки, а потом мальчики) .

Класс :2

Тема : Игры «Лисы и куры», «Точ­ный расчет».

Тип урока: Комплексный

Цель урока: Разучить правила подвижных игр «Лисы и куры», «Точ­ный расчет». Провести эстафеты

Задачи урока :

    Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач

    Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности

    Развитие двигательных способностей занимающихся

    Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем

    Воспитывать взаимопонимание в коллективных действиях

    Коррекция осязательной ориентировки

    Формирование правильной осанки.

    Соблюдение гигиенических правил.

Место проведения: спортивный зал

Дата проведения: _________________

Урок проводит: учитель физкультуры Песков А.А.

1.Построение, приветствие, сообщение задач урока

1 мин

Проверить подготовку к уроку и внешний вид учащихся. Провести инструктаж по правилам поведения и безопасности.

Дети строятся по росту в одну шеренгу. (30-40 сек.)

Личностные УУД

Формирование потребности в занятиях физической культурой – развитие внимания

2. Ходьба

2 мин

Светофор” – игра на внимание.

Учитель поднимает одну из трех карточек: если зеленую, то дети должны выполнять ходьбу с хлопками в ладоши; если желтую – упор присев, красную – встать.

Дети двигаются в колонну по одному по периметру спортивной площадки.

Познавательные УУД

Совершенствование техники ходьбы.

Регулятивные УУД

Развитие внимания.

3. Бег , прыжковые упражнения

2 мин

Эстафета «Сквозь обруч». Игроки встают в затылок друг другу. Перед каждой командой лежит обруч. По сигналу первые игроки бегут к обручу, пролезают через него и бегут обратно. Следующий игрок выполняет то же самое и т. д.

Дети выполняют бег в игровой деятельности

Познавательные УУД

Понятие скоростно-силовые упражнения

Регулятивные УУД

Развитие внимания

5. Общеразвивающие упражнения

5 мин

Ходьба с движением рук в стороны, вверх, вперед, зигзагообразно. Круговые движения руками вперед, назад, разноименно (при выполнении упражнения ладони - кверху или книзу).

С разгибанием рук - к плечам, перед грудью, за головой, за спиной.

    Ходьба в полунаклоне, положив руки на плечи впереди и дущему, с полным наклоном к левой, правой ноге.

    Ходьба с махом прямой ногой вперед, касаясь ладонями носка.

    Ходьба широким шагом с поворотами туловища и размашистыми движениями рук.

    Ходьба выпадами вперед лицом, левым боком и правым (руки за спиной).

    Ходьба в полуприседе, руки за головой.

    Ходьба в глубоком приседе, руки свободно.

    Ходьба с хлопками под коленом согнутой ноги и за спиной.

    Ходьба с размашистыми движениями рук и высоким подниманием

бедра.

    Пролезание между ногами партнера.

    Ходьба с восстановлением дыхания.

Ученики выполняют ОРУ согласно указаниям учителя

Личностные УУД

Формирование навыка работать в группе;

Развивать умение составлять комплексы общеразвивающих упражнений.

Регулятивные УУД

Развитие внимания.

1 I . Основная часть. 27 минут

6.Закрепление изученных игр

22 мин

Инструктаж по правилам безопасности

1.Игра «Лисы и куры»

Посередине зала ставятся четыре гимнастические скамейки в виде квадрата рейками вверх, это - «насест». Выбира­ются один водящий - «лис» и один - «охотник». Все остальные играющие - «куры». В одном углу зала очерчивается «нора», в ко­торой помещается «лис». В другом углу встает «охотник». «Куры» располагаются вокруг «насеста».

Содержание игры: по сигналу «куры» начинают то взлетать на «насест», то слетать с него, то просто ходить около «курятника» (около скамеек, образующих «курятник»). По второму условлен­ному сигналу «лис», подобравшись к «курятнику», ловит любую «курицу», касающуюся земли (пола) хотя бы одной ногой. «Лис» берет осаленного за руку и ведет в свою «нору». Если по пути ему встречается «охотник», «лис» выпускает пойманного, а сам убегает в «нору». Пойманный возвращается в «курятник», после чего все «куры» слетают с насеста. Если «охотник» поймает «лиса», выби­рается новый «лис». Играют 4-6 раз.

Выигрывают игроки, не пойманные ни разу.

Правила игры: 1. Забежав в «курятник», «лис» может осалить только одного игрока. 2. По сигналу руководителя «лис» должен покинуть «курятник» независимо от того, поймал он «курицу» или нет. 3. Стоящие на рейке могут оказывать друг другу помощь (поддерживать).

2. Игра "Точный расчет"

На полу чертят круг диаметром 40-60 см. В круг с завязанными глазами становится играющий.

По сигналу руководителя игрок должен выйти из круга, сделать 8 шагов вперёд и опять вернуться в круг, сделав 8 шагов назад.

Побеждает тот, кому удалось вернуться в круг.

1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Обязательно делать 8 шагов. 3. Победителем считается тот, кто встал в круг, не наступив на его линию.

    3. Эстафеты

А) – Эстафета с передачей мяча.

И.п. – широкая стойка, ноги врозь. Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передается из рук в руки, т.е. двумя руками сверху с наклоном назад, последний игрок, получив мяч, перекатывает его направляющему по полу между ног участников. Последний, перекатив мяч, бежит вперед и становится в строй. Выигрывает команда, первой закончившая передачи.

Б) – Эстафета «мяч в обруче».

Мяч находится в 10 м. от команд в обруче. Задача: подбежать к мячу, найти закрытыми глазами у него дырочку. Как только нашли, бежать к команде и передать эстафету следующему.

В) – Эстафета «ускорение».

У направляющего в руках «эстафетная» кегля. После пробегания заданного маршрута ее нужно передать следующему и т.д.

Внимательно слушают правила игры

Играют в подвижную игру «Лисы и куры»

Ученики играют, соблюдая правила игры.

После каждой игры подведение итогов, подсчет и сравнение пойманных игроков.

Ученики делятся на 2 команды с равным количеством дев. и мал., дистанция между игроками 1-2 шага.

Выигрывает команда, первой закончившая передачи.

Выстраивается 2 равные колонны. Чертится две линии: у направляющего и на расстоянии 10м от него (на этом месте лежит гимн.круг).

Выигрывает команда, первой закончившая передачу.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

чувства команды.

Познавательные УУД

-

Личностные УУД

Развитие двигательных качеств

Регулятивные УУД

Развитие внимания, слаженной совместной работы.

чувства команды.

Познавательные УУД

- совершенствование правил подвижных игры

III . Заключительная часть 3 мин.

Подведение итогов урока

Построение в одну шеренгу.

Игра на внимание “Солнце, воздух и земля”.

Солнце - руки вверх, воздух – стоя, помахать руками вокруг себя, земля -нагнуться, руки опустить вниз ”. Кто ошибается и неправильно выполняет задание, делают шаг вперед. Победителями становятся те кто стоит на месте.

Дети выполняют игру по указанным правилам.

Дети уходят в класс.

Личностные УУД.

Анализ собственной деятельности на уроке

Регулятивные УУД

Развитие внимания.

чувства команды.

Подвижная игра «Повар и котята»

Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Описание игры: По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы - «сосиски». Повар разгуливает внутри обруча, шнура - «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст: Плачут киски в коридоре, У котят большое горе: Хитрый повар бедным кискам Не дает схватить сосиски. С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром. Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Подвижная игра «Воевода»

Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Описание игры: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося: -Катится яблоко в круг хоровода, -Кто его поднял, тот воевода… Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит: -Я сегодня воевода. -Я бегу из хоровода. Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят: Раз, два, не воронь И беги как огонь! Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается. Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча. Подвижная игра «Найди где спрятано» Цель: учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу. Описание игры: Дети стоят вдоль стены. Воспитатель показывает им предмет и говорит, что спрячет его. Воспитатель предлагает детям отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, прячет предмет, после чего говорит: «Пора! ». Дети начинают искать предмет. Подвижная игра «У медведя во бору» Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) . Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит. Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Подвижная игра «Найди и промолчи»

Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.

Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.

Подвижная игра «Лиса в курятнике»

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание игры: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место - двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры - они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса! ».

Подвижная игра «Зайцы и Волк»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки - в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок - скок - скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк. Зайцы выбегают при словах - зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк! ». Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы - пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду - ручей.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя - дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару! », дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня - не зевай, быстро пару выбирай! ». Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя. Каждый раз играющие должны иметь пару. Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель - узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

Подвижная игра «Перелёт птиц»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице. Описание игры: Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка). По сигналу воспитателя: «Птицы улетают! » - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря! » - птицы летят на вышку - скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.

Подвижная игра «Пастух и стадо»

Цель: закрепление умения играть по правилам игры. Упражнять в ползание на четвереньках по залу. Описание игры: Выбирают пастуха, дают ему рожок и кнут. Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Воспитатель произносит слова: Рано-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру». А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му». Дети выполняют под слова действия, затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку, все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой. Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг - «мышеловку», остальные - мыши. Слова: Ах, как мыши надоели, Все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, Доберемся мы до вас. Вот расставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Подвижная игра «Гори, гори ясно! »

Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Описание игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо- Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три - беги! После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой - справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся - ловящий.

Подвижная игра «Ловишки из круга»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг.

Описание игры: дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка - в центре круга, на руке повязка. Играющие двигаются по кругу и говорят: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови! Дети разбегаются, а ловишка догоняет. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 2-3 детей. Продолжительность 5-7 минут.

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

Описание игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 - 100 см - «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные - «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 5-7 минут.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Описание игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие - зайцы чертят себе кружочки - «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке - становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут

Подвижная игра «Совушка»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Описание игры: на расстоянии 80 - 100 см проводятся две прямые - это «ров». На расстоянии одного - двух шагов от границы очерчивается «дом козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону, перепрыгивая ров, а волк в это время ловит коз. Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность 6-8 минут.

Подвижная игра «Пожарные на ученье»

Цель: развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну.

Описание игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 - 6 шагов в 3 - 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 - беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.

ЖЕЛАЮ ХОРОШО ПОИГРАТЬ!

На площадке размером не менее 6 x 12 метров (лучше по больше) в противоположных углах, находящихся с правой стороны короткой линии площадки, проводится линия, образуя треугольник. Параллельно ей на расстоянии двух-трех метров проводятся еще по линии, которые образуют коридор около каждого бокового треугольника; эти коридоры - нейтральные зоны. Посередине площадки чертится круг диаметром в один метр - отсюда начинается игра. Играющие делятся на две команды. Каждая выбирает себе капитана и водящего - ловца. Ловцы - водящие - становятся в свои углы, капитаны - около центрального круга лицом друг к другу и в сторону своих ловцов.

Все остальные размещаются произвольно по площадке, стараясь придерживаться парами - один из одной команды, другой - из другой. Судья бросает мяч между капитанами у центрального круга. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся, передавая мяч друг другу, подвести его как можно ближе к своему ловцу и бросить ему мяч так, чтобы он поймал его с лёту. Соперники делают то же самое. Играющие могут мешать ловцу поймать мяч, но при этом не имеют права заходить в нейтральную зону. Ловец старается ловить мяч так, чтобы тоже не заходить в нейтральную зону. С целью более организованной игры игроки каждой команды делятся на нападающих и защитников. Те и другие передвигаются по всему полю, но защитники стараются быть ближе к ловцу соперника, мешая нападающим бросить ему мяч, а нападающие ближе к своему ловцу, чтобы при случае передать ему мяч. Когда ловец какой-либо команды поймает мяч на лету, его команда получает очко и игра опять начинается с центра поля. Игра проводится в два тура (периода), по 10-15 минут каждый. После каждого периода команды меняются местами. Их ловцы переходят на противоположную сторону площадки.

Правила игры:

1. С мячом разрешается пробежать только два-три шага, не более, а на четвертом обязательно передать его товарищу. В противном случае мяч передается команде соперников, а та выбрасывает его из-за боковой черты напротив того места, где была допущена ошибка.

2. Мяч считается пойманным, если ловец поймал его с воздуха или после отскока от соперника.

3. Мяч, вылетевший за границу площадки, вбрасывается игроком из команды соперников с того места, где мяч перелетел через эту границу.

4. Если защитник или нападающий зайдут в нейтральную зону, мяч вбрасывается их соперником сбоку.

5. Если ловец при ловле мяча зайдет в нейтральную зону, очко команде не засчитывается.

6. После того, как ловец поймал мяч, игру начинают с середины поля или вбрасывают мяч с лицевой стороны около угла соперника (по договоренности).

7. Нельзя толкать друг друга и вырывать мяч. За нарушение этого правила дается штрафной бросок: пострадавший игрок становится в пяти-шести метрах от своего ловца и бросает ему мяч, который имеет право отбивать только один из защитников команды соперника. Штрафная линия чертится в пяти-шести метрах от границы угла. Все остальные играющие во время штрафного броска должны находиться за штрафной линией.

8. Если два игрока одновременно схватили мяч, дается спорный бросок: судья бросает мяч между игроками, схватившими одновременно мяч, и каждый из них старается отбить его своим игрокам.

Игры для детей младшего возраста (7-10 лет) с элементами общеразвивающих движений

«Лиса и куры». Посередине площадки ставятся 4 гимнастических скамейки в виде квадрата, рейками вверх, это - «насест». Выбирается один водящий - «лис» и один «охотник». Все остальные играющие - «куры». В одном углу зала очерчивается «нора», в которой помещается «лис». В другом углу встает охотник. Куры располагаются вокруг насеста (рис. 9).

По сигналу куры начинают то взлетать на насест, то слетать с него, то просто ходить около «курятника». По второму условленному сигналу лис ловит любую курицу, касающуюся земли (поля) хотя бы одной ногой. Стоящие на рейке могут оказывать друг другу помощь (поддерживать). Лис в курятнике может осалить только одного игрока. Осаленного он берет за руки и ведет в свою нору. Если по пути лису встречается охотник, он выпускает пойманного, а сам убегает в нору. Пойманный возвращается в курятник, после чего все куры слетают с насеста. Если охотник поймает лиса, выбирается новый лис. По сигналу руководителя лис должен покидать курятник, даже если он не поймал курицу.

Играют 4-6 раз. Выигрывают игроки, не пойманные ни разу.

«Метко в цель». Посередине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков. Играющие делятся на 2 команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впереди стоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта.

По установленному сигналу играющие первой шеренги бросают мячи в городки, стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Игроки, бросившие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя участники второй шеренги также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков.

В игре нельзя заходить за стартовую черту при броске.

Игра-зарядка

Утренняя гимнастика, состоящая из игр, - игровая зарядка. В основном состоит из командных игр, которые подбираются таким образом и в такой последовательности, чтобы движения во время игры напоминали гимнастические упражнения в обычной зарядке.

При проведении игровой зарядки необходимо:

1. Уложиться в отведенное для зарядки время - 15-20 мин.Поэтому игры должны быть знакомые, хорошо разученные детьми. Продолжительность каждой игры - 3-4 минуты вместе с подготовкой;

2. Заранее подготовить инвентарь.

Первый комплекс.

«Запрещенные движения». Команды играющих строятся вшеренги по звеньям, разомкнувшись на вытянутые руки.

Инструктор объявляет, что «запрещенным» движением будет, например, руки за голову. Он показывает различные движения, в основном, упражнения на потягивание и выпрямление позвоночника, а дети повторяют за ним.

В один из моментов инструктор ставит руки за голову («запрещенное» движение). Дети, повторившие его, получают штрафное очко. Инструктор объявляет новое «запрещенное» движение, и игра продолжается.

«Посадка овощей» (эстафета с раскладыванием и собиранием предметов).

Инвентарь: по 3-5 одинаковых предмета - кубики, городки - на каждую команду.

Команды выстраиваются в колонны по одному за линией старта. Впереди каждой команды на расстоянии 8-10 м от нее, рисуют один за другим 3-4 кружка («лунки»). Капитанам команд выдается по 3-4 предмета («картошки»).

По сигналу инструктора они выбегают вперед, раскладывают в каждый кружок по одному предмету. Возвращаясь обратно, подбегают к очередным игрокам своих команд, ударяют их по ладони, а сами становятся сзади своей колонны. Очередные игроки собирают предметы и, возвращаясь к своим командам, передают их третьим игрокам. Таким же порядком игра продолжается дальше, пока все игроки не примут участия в эстафете.

Если предмет выкатится или будет положен вне лупки, игрок, допустивший ошибку, обязан вернуться и положить предмет точно в лунку.

«Мяч над головой и под ногами».

Инвентарь: по одному мячу на каждую команду.

Играющие выстраиваются в колонны. Дистанция между ними - 1 м.

Первый номер в каждой команде (капитан) поднимает мяч над головой и передает его второму, а сам прыжком поворачивается кругом, широко расставляя ноги. Второй номер, передав мяч третьему, делает то же и т. д. Последний номер команды, приняв мяч, также делает поворот. Теперь команда прокатывает мяч под ногами и снова поворачивается кругом. Капитан команды, получив мяч, снова начинает передачу мяча над головой.

Игра заканчивается, когда мяч будет передан в другой конец (3 раза сверху и 3 снизу).

В ходе игры мяч может выкатиться за пределы «коридора», образованного ногами ребят. Играющий должен подобрать мяч, вернуться на место и продолжать игру.

Если играющий передал мяч не точно назад над головой, и он перелетел через 1-2 игроков, то это считается ошибкой.