Квест по развитию речи в подготовительной группе. Досуг по развитию речи у детей подготовительной к школе группы квест-игра "В поисках сокровищ" план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Спасибо за внимание

Юлия Скакун
Квест-игра (коммуникативно-речевой тренинг) «Путешествие на остров сокровищ»

Конструкт совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога

Тема занятия : «Путешествие на остров сокровищ »

Возрастная группа : 5-6 лет

Форма НОД : Квест-игра , коммуникативно-речевой тренинг .

Форма организации : групповая, подгрупповая

Цель :

Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую, конструкторскую деятельность

формирование благоприятного эмоционального фона взаимодействия в предметно-игровой среде ДОУ, развитие совместной коммуникативной и творческо-конструктивной деятельности.

Задачи :

Обучающие :

формировать у детей умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками (устанавливать эмоциональный контакт, умение здороваться, друг другу улыбаться, говорить добрые слова);

формировать у детей навыки социально приемлемых форм поведения (умение сдерживать себя, слушать внимательно, не перебивать, сосредотачиваться, действовать согласованно);

развивать произвольность (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.)

расширить, уточнить и активизировать словарь по лексической теме

развивать умения образовывать и использовать существительные с уменьшительными суффиксами;

совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь;

развивать диалогическую речь;

развивать навыки образования и практического использования в активной речи форм (единственного и множественного числа имен существительных.)

обучать составлению простых предложений по вопросам, по картинке и согласованию слов в предложении.

Коррекционно-развивающие задачи :

понизить агрессивность, импульсивность, эмоциональное и мышечное напряжение;

развивать интерес к сверстникам, коммуникативные навыки , уверенность в себе;

способствовать формированию волевых качеств (умение доводить начатое дело до конца, радоваться успеху) .

способствовать проявлению инициативности и самостоятельности в процессе занятия;

способствовать проявлению положительных эмоций;

создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

развивать смекалку, зрительную память, воображение.

способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Стимулировать детей на :

Проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;

Желание рассказывать о собственном замысле, способе его решения.

развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.

продолжать работу по развитию речевого дыхания и длительного ротового выдоха

развивать тонкую и общую моторику;

развивать находчивость, сообразительность, быстроту реакции;

Воспитательные :

развивать умение работать в паре, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.

воспитывать эмпатию, дружеские отношения друг к другу, создание атмосферы единства;

научить детей правильно понимать и выражать свои эмоции

Оборудование и материалы : макет нос корабля, схема палубы (сконструированная из лент, подносы с песком по количеству детей (наполнитель манка, кисти, карта сокровищ , релаксационная музыка (запись шум моря, изображение животных, сухой дождь.

Планируемый результат :

используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской, конструкторской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка :

проявление интереса к познавательной, исследовательской деятельности;

активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;

инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

владение конструктивными формами общения и взаимодействия : договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

способность планировать и согласовывать свои действия;

владение способами обследования предметов (фигурки животных) зрительным и осязательно-двигательным путем , по образцу, инструкции педагога.

В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности : игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной , конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения) .

Предварительная работа с детьми : отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, беседа по теме остров сокровищ , индивидуальные занятия.

Последоватальность Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат

Мотивация на совместную деятельность

Актуализация знаний детей

Приветствие :

Дети встают в круг

«Здравствуйте, ребята мы очень рады вас видеть!» - педагог-психолог и логопед улыбаются. Ребята давайте передадим по кругумячик приветствия, улыбку и ласково назовём друг друга по имени. Давайте подумаем, как ласково можно назвать друг друга по имени? Я начну : «Здравствуй … я очень рада тебя видеть»

Дети передают друг другу мячик здороваются и улыбаются, называют ласково по имени : действие проходит по кругу.

Дети : взаимодействуют со взрослым и сверстниками в совместной деятельности;

проявляют эмпатию, улыбаются друг другу.

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой

Музыкальная загадка Организует диалог

А слышали ли вы когда-нибудь об «Острове сокровищ О, это очень необычный остров , там живут необычные звери, и растут необычные деревья…. Хотите попутешествовать на остров сокровищ ? У меня есть карта давайте внимательно её рассмотрим. На карте задания и стрелочки, чтоб добраться до сокровищ нам предстоит преодолеть препятствия которые встретятся нам по пути, и двигаться строго по стрелочкам.

Задание первое нам нужно отгадать на чём мы отправимся в путь

Задает вопрос :

Ребята как вы думаете на чём мы можем добраться на остров сокровищ , если вокруг острова только вода ?

Ставит цель :

У нас есть корабль который довезёт нас до острова , нам с вами нужно встать друг за другом и подняться на палубу корабля по трапу

Куда вы, кораблик, плывёте

И где вы, кораблик, живёте?

В море я синем живу,

К берегам я зелёным плыву. Дети отвечают на вопросы педагога, изучают карту сокровищ

эмоционально настраиваются на совместную деятельность (идут друг за другомпо сенсорному коврику)

Дети ответили на все вопросы

Дети :

Развивают произвольность (слушают инструкцию взрослого, соблюдают правила игры.) ;

взаимодействуют с сверстниками в совместной деятельности;

проявляют эмпатию.

Релаксационное упражнение на дыхание.

Игра «Шторм»

Логопед : Ребята давайте закроем глазки и послушаем, как шумит море, открывайте глазки «Представьте себе, что наш пароходик плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Мы будем шагать по линии приставным шагом, а когда остановимся - сделаем вдох носом, не поднимая плеч. А затем сделаем длинный плавный выдох, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз,но на выдохе будем произносить звук у-у-у. Упражнение можно повторить 3 раза. Дети закрывают глаза и слушают музыку, действуют по ситуации (глубокий вздох, выдох – 3 раза) Дети :

Сняли эмоциональное и мышечное напряжение, получили эмоциональную разрядку.

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит :

Ох и надули мы с вами волн, начался шторм огромные волны грозят перевернуть корабль, а ветер швыряет его из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие они резвятся и соревнуются, кто выше поднимется Давайте превратимся с вами в волны и порезвимся (накрывает детей материалом) Дети под материалом садятся, встают поднимают руки, опускают (изображают волны) . Дети выполнили задание,

объеденились в совместной деятельности.

Снятие барьера общительности.

Включение детей в коммуникативную деятельность

Игра «Опиши животное» Ребята вот мы с вами и приплыли на наш остров , Давайте посмотрим в нашу карту и узнаем какие препятствия нас ожидают в поиске сокровищ на острове .

На карте задание «Чтоб добраться до сокровищ нужно подружиться с животными»

Логопед : перед нами островок «Животных» : Нужно найти каждого животного и рассказать что мы о них знаем. Возмите в руки кисточки и сметите песок. Расскажите кого вы нашли? Но на острове (Логопед спрашивает у каждого ребенка)

Психолг :Ребята мы молодцы, подружились с животными на острове , узнали о них побольше.

Теперь мы можем приступить к следующему заданию, заглянем в нашу карту и посмотрим какое же ещё препятсвие нас ожидает. Проявляют интерес, желание узнать новое о животных жарких стран

Дети достают из песка зашумленные картинки на которых изображены животные и проговаривают, кого они нашли. Называют животное в единственном и во множественном числе.

Самостоятельность в обследовании фигуры животного

Составление загадок На карте стрелочка на островок «Загадок»

- Логопед : Ребята, а вы умеете придумывать загадки? Давай те вместе придумаем загадку про солнце.

Какое оно по форме? Правильно –круглое. А что ещё бывает круглым? Логопед слушает ответы детей. Какое солнце по цвету. А что еще бывает желтым? Затем вместе с детьми составляет загадку. Например,: Круглое, но не мяч. Желтое, но не цыпленок. Горячее, но не лампа. А теперь придумаем загадку про пальму.

Пальма какая? (высокая, что еще бывает высоким?

Пальма что делает? Растет, а что еще может расти?

А когда поднимается ветер что происходит с листьями пальмы? Правильно пальма шумит. А что еще может шумит?

Молодцы ребята, вы выполнили задание и составили загадки, преодолели препятствие.

Теперь нужно посмотреть в карту, куда же ведёт следующий указатель?

Коммуникативная деятельность детей в парах.

Игра «Поводырь» Следующее задание - это «Тропинка препятствий» - нужно пройти по тропинке и провести друга обходя препятствие

Предметы - «препятствия» расставлены в помещении. Необходимо разделить детей по парам, в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем» .

«Поводырю» нужно провести партнера, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому : «Переступи через кубик» , «Здесь кегля» и т. п.

Молодцы ребята! Дети в парах договариваются, планируют и согласовывают свои действия.

Преодолевают препятствия

Дети выполнили задание

Умение решать поставленную задачу в парах

Сюрпризный момент.

Находка клада Посмотрите мы преодолели все препятствия, и последняя стрелочка ведёт нас прямо к сундуку с сокровищами .

Ребята мы нашли сундук с сокровищами . Давайте откроем его и посмотрим, что там внутри. Отпираем сундук. Вот и наше сокровище . Это золотые монеты.

Здесь угощение для смелых и отважных путешественников . Наше путешествие закончилось . И нам пора возвращаться к своим берегам, мы возьмём сундук с собой и когда вернёмся в садик, разделим сокровища так чтоб досталось каждому по монетке. А сейчас в путь.

Возвращаются на корабль под музыку шум моря возвращаются в сад Дети находят сундук с монетами. Рссматривают находку. Забирают с собой.

Вырабатывают волевые качества.

Рефлексия

На корабле

Ура! Мы справились! Я хочу вам сказать спасибо за то, что у нас всё получилось, а главное, что сделали это вы вместе и дружно.

Ребята, вам понравилось наше путешествие ?

(Давайте вспомним какие препятствия мы проходили соберём части нашей карты и сложим в целую карту)

Какие задания мы выполняли? Какие препятствия были на острове ? Что новое узнали? Что для вас было самым трудным?

Посмотрите мы приплыли обратно в садик, и спускаться с корабля мы будем через сухой душ. Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности Дети

Проявляют инициативность в общении со взрослым;

Выражают свои чувства.

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Упражнение «Сухой душ» Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ» .

Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго. Делим монетки.

Создание и сохранение позитивной установки.

Составитель : Скакун Ю. В.

Педагог-психолог.

Конспект квест-игры «Лабиринт»

Разработка

Рыловой Светланы Олеговны,

воспитателя I квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №74»

2016 г.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема занятия: «Лабиринт. Посвящение в юные туристы».

Образовательные области. Развитие детей во взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.

Этап обучения по данной теме: основной.

Цель: обогатить в ходе игровой деятельности знания детей о туризме и природе Пермского края.

Задачи.

Обучающие: дать понятие об основах туризма, обучить навыкам безопасности в природе.

Развивающие: формировать познавательные действия детей, развивать интерес к здоровому образу жизни и туристическим походам, к красоте природы Пермского края.

Воспитательные: воспитание высоких нравственных позиций применительно к сфере общения человека с природой, экологического восприятия мира; культуры общения со сверстниками.

Тип занятия: занятие-игра.

Используемые приёмы, методы, технологии:

беседа, рассматривание иллюстративного и демонстрационного материала, дидактическая игра, загадки, продуктивная деятельность, приём трансформируемости среды, технология “лэпбук”.

Используемая форма познавательной деятельности детей : групповая.

Оборудование : модули ”Трансформер”, камни с отпечатками древних ракушек, растений; иллюстративный материал на темы “история края”, “туристическое снаряжение”, “природа”, “животные”, “безопасность”; ключи, сундук, медали “Юный турист”, лэпбук “Рюкзак”; схемы лабиринта и сборки палатки.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности): деятельностная, коммуникативная, здоровьесберегающая, социальная.

Список используемой литературы: Т.П.Завьялова. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “Туристята” (для подготовительной к школе группы). Дошкольное воспитание, - 2003, - №8, с.50-53. Ресурсы интернета.

В зале пространство размечено с помощью «волчатника» в виде лабиринта. Контрольные точки обозначены при помощи «Трансформера» и условных обозначений.

Воспитатель: Я – опытный турист, очень люблю путешествовать по родному краю. Рай в понимании туриста: друзья, природа и в небе чисто! Туризм – это общение с природой и друзьями, познание своей Родины, это постоянные открытия новых мест – гор, пещер, озёр, водопадов. А вы хотели бы тоже ходить в интересные походы?

Но есть одна проблема: не каждого берут в поход, а только смелых, умных, выносливых, тех, кто знает “азбуку” туризма – его основные правила. Я приглашаю вас на квест-игру “Лабиринт”. Вам необходимо за определенное время выполнить задания и собрать по порядку с контрольных точек лабиринта артефакты и ключи к сундуку. Справитесь со всеми заданиями вовремя, получите приз. Согласны?

Прежде чем отправиться в любой поход, необходимо сообщить об этом специальным службам МЧС: куда мы идем, сколько человек и через какое время мы вернемся.

Звонок” в МЧС:

Добрый день. Это руководитель похода, Рылова Светлана Олеговна, я с детьми подготовительной группы детского сада №44, отправляюсь в квест-поход по лабиринту. Нас 9 человек. Время возвращения через 15 минут.

Вручаю вам схему пути по лабиринту.

Первая точка “Камни истории”

Эти артефакты мы с ребятами нашли во время сплава по р. Колва, (сплав - это путешествие по реке на катамаранах, лодках). В камнях видны отпечатки древних растений и даже ракушки. Возможно, это ракушки со дна древнего Пермского моря, которое плескалось на месте нашего края? Вы знали, что раньше здесь было солёное море?

А куда делось это море?

А какие ещё следы оставило нам Древнее Пермское море, какие богатства подарило?

Вы без труда выполните задание разложить по временнОму порядку эти карточки. (море, соли, герб города Березники). Почему так?

Забирайте карточки, получайте первый ключ. Куда двигаемся дальше?

Вторая точка “Рюкзак”

А что может понадобиться туристам в походе? У нас с вами всего 2 минуты. У каждого своя карточка. Необходимо назвать вещи на картинке и определить, какие нам в походе не понадобятся и почему.

Карточки в рюкзачок, снова ключ. Куда идём?

Третья точка «Карта»

Карта – важный туристический атрибут. Это карта чего? (ПК)

Здесь я отметила места, где я уже побывала. А где в нашем крае были вы?

Какие города нашего края знаете?

Задание: глядя на карту, назвать красоты нашего края, которые можем показать гостям.

А в рюкзаке есть карточки с чудесами природы нашего Пермского края, в группе посмотрите.

Забираем карту, ключ. Куда?

Четвёртая точка «Следопыт»

В лесах нашего края водится огромное количество животных. Зимой в лесу много следов, они хорошо видны на снегу.

Задание этой точки: найди пару. Нужно найти пару вашим картинкам: следы и животное. (Ключ )

Дополнительный вопрос: следов каких животных в зимнем лесу обычно не бывает? (медведя)

Турист, увидев такие следы, должен поспешить удалиться. Такого, не спящего зимой зверя, называют медведь-шатун.

Молодцы! Лесных жителей, их следы и повадки вы знаете. Вот вам дополнительный ключ!

Пятая точка «Бивак»

Любому туристу в походе нужен отдых. А для отдыха нужно что?

Установить палатку. Мы будем делать это по схеме за 3 минуты. (Ключ )

Шестая точка «Безопасность»

Проведём инструктаж по безопасности. Какие правила поведения в лесу вы знаете? (картинки опасностей: огонь, насекомые, заблудиться, ядовитые растения, купание, гроза, солнечный удар…)

Седьмая точка «Сундук»

Наш рюкзак заполнен. Мы выполнили все задания нашего квеста и можем забрать приз. Вот призовой сундук. Что на нем написано? (пиктограмма 8 ключей ). Правильно, чтобы открыть этот сундук, нам понадобится 8 ключей, добытых в лабиринте. Открывается сундук.

Если ключей недостаточно, то их можно заработать, ответив на вопросы.

Итог.

Ваш приз за квест - значки юных туристов. И рюкзачок юного туриста останется у вас в группе. Что нового, интересного вы узнали, пройдя по туристическому лабиринту?

Почему у нас получилось выполнить все задания?

А играть в туристов в группе или на прогулке будете?

После.

Вы показали свои знания и умения. И это значит, что вы будете посвящены в юные туристы. Для этого возьмите значок в правую руку, приложите её к груди и повторяйте за мной клятву:

Мы, юные туристы Пермского края, торжественно клянемся: любить и беречь природу родного края. Клянемся!

Дети:

Клянемся!

Дружить и помогать друг другу. Клянемся!

Дети:

Клянемся!

Прикрепление значков. Рассматривание содержимого лэпбука “Рюкзак”.

Волк

Медведь

Белка

Лось

Лиса

Еж


Кабан

Заяц

Мышь полёвка

Рюкзак

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28

«Колокольчик» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект

организованной коррекционно - образовательной деятельности

по формированию фонетико – фонематических представлений и лексико – грамматических категорий

на тему «Гласные звуки «А», «О», «У», «И»

для обучающихся старшей группы

г. Октябрьский, 2017г.

Цель : Закрепить знания о гласных звуках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить понятие «гласный звук». Совершенствовать навык звукового анализа, слогового состава слова. Обогащать и активизировать активный словарь детей («котел», «эликсир», «ингридиенты», «»). Упражнять в подборе прилагательных к существительным, составлении предложения с заданным словом.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мышление, слуховую и зрительную память, внимание, тактильные ощущения, речевое дыхание;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения, формировать умение работать в команде, выработать самоконтроль за речью.

Виды детской деятельности: практическая, коммуникативная, рисование.

Методические приёмы:

Наглядные – рассматривания портрета на плакате.

Словесные - упражнение, игра, вопросы учителя - логопеда, повторение, поощрение.

Практические – рисование, динамическое упражнение.

Предварительная работа:

Подгрупповые занятия по формированию фонетико – фонематических представлений и лексико – грамматических категорий

Оборудование и материал:

Демонстрационный материал: конверт с письмом, написанный свечкой, план – схема, планшет с песком, 2 котла, 4 картинки «лодка» по количеству слогов, корзина, в которой перетянута нить, имитирующая паутину.

Раздаточный материал: игрушечные звери, птицы, насекомые, транспорт, рыбы (ослик, окунь, антилопа, индюк, аист, осы, утка, улитка, автомобиль, паук) доска, тесто, рамка для портретов, детали: глаза, нос, рот. , гуашь, кисточки, вода, символы звуков «а», «у», «и», «о», коробка с камешками, картинки на звуки «а», «у», «и», «о» в начале и в конце слова (ангел, укроп, кенгуру, игрушки, гуси, ведро, облако, лиса

Вид образовательной деятельности: речевое развитие.

Форма организационной деятельности: подгрупповая.

Место проведения: кабинет логопеда.

Участники : 4 обучающихся старшей группы.

Тип организации образовательной деятельности : логопедический квест.

Организационный момент:

Логопед с детьми входят в логопедический кабинет и находят конверт.

Ход КОД:

1 часть.

Логопед излагает детям историю, формирующую поиск – задание.

Ребята, этого конверта раньше здесь не было. Вы знаете, что в нем? (Нет ). Тогда давайте откроем его и посмотрим. (В конверте лежит чистый листок и карта - схема). Дети выдвигают свои версии о том, что это за послание. - А вдруг это зашифрованное письмо, написанное тайными чернилами? Кто знает, как можно проверить? Дети отвечают, логопед подсказывает еще один способ: лист надо покрасить гуашью. – Попробуем? (дети закрашивают лист гуашью). - Ребята, что появилось на листе? (Символы гласных звуков) – Эти символы обозначают заклинание для приготовления эликсира хорошего настроения. А эликсир вы сможете приготовить, если выполните все задания – испытания, обозначенные на карте – схеме. На карте – схеме обозначены все подсказки, которые вам помогут пройти все испытания. Все задания будут о гласных звуках. После каждого испытания вы положите волшебный ингредиент вот в этот котел. Будьте внимательными и дружными! Логопед выставляет на мольберт схему квеста.

2 часть - э тапы игры (движение по схеме):

1 этап. Задание с использованием песочного планшета.

    Игра «Клад».

Логопед: В песке спрятаны символы, вам нужно найти их, называть звук, который обозначается данным символом, и придумывать слово на данный звук. Дети по очереди раскапывают.

    Логопед: Я назову слова, а вы нарисуйте на песке символ первого звука. Дети рисуют на песке символ звука. Слова: «умный», «интересный», «аккуратный», «облачный».

2 этап. Игра «Паутина». Дети сидят за столом, на котором стоит «корзина – паутина», а в ней игрушки зверей, птиц, рыб, насекомых .

Логопед: Ребята, как вы думаете, что вы должны сделать?

Дети: Нам нужно спасти всех, кто попал в паутину паука.

Логопед: Правильно. Достаете игрушку, называете ее, четко выделяя первый звук в слове, определяете, какой первый звук.

Дети по очереди спасают всех, вынимая из паутины по две игрушки.

    Упражнение «Подбери слово»

Дети подбирают прилагательное к названию своей игрушки.

Логопед: Ребята, охарактеризуйте своего спасенного, ответив на вопрос «какой?». Ослик (какой?) - упрямый. Индюк (какой?) голосистый . Аист (какой?) длинноногий . Окунь (какой?) маленький . Антилопа (какая?) быстрая. Осы (какие?) полосатые. Утка (какая?) крикливая . Улитка (какая?) медленная . Автомобиль (какой?) скоростной .

3 этап. Динамическая игра «Дорожка».

Логопед: Ребята, нужно выложить дорожку из камней от стола с «корзиной - паутиной» до соседнего стола.

Дети выкладывают дорожку из камней марблс (две параллельные линии).

    Упражнение «Составь предложение».

Логопед: Придумайте предложение о своей игрушке и пройдите по дорожке.

Дети: Автомобиль едет по дороге. Утка плавает в воде. Улитка носит свой домик. Осы жужжат. Осел носит грузы. Индюк блапочет. Окунь плавает в озере. Аист летает в небе.

4 этап. Упражнение в делении слов на слоги и определении количества слогов.

Логопед: На столе четыре лодки, на которых разное количество кругов (от одного до четырех). Предлагаю отправить игрушки в путешествие. Дети, вам нужно «отхлопать» слово, название своей игрушки, и посадить на лодку с соответствующим количеством кругов. Логопед: Выберите из двух картинок ту, в названии которых гласный звук находится в конце слова, определите гласный звук, и разложите картинки в том же порядке, что и в письме.

Дети: В слове «кенгуру» последний звук «У» (кладет картинку под символ звука «У»).

Логопед ставит котел. - Вот теперь мы сможем произнести заклинание для приготовления эликсира хорошего настроения. Делаем глубокий вдох через нос, на выдохе плавно произносим сочетание гласных звуков - заклинание. Дети произносят звукосочетание У – И – А – О. Еще раз произнесем заклинание с закрытыми глазами. (В этот момент логопед меняет котел на аналогичный котел с конфетами).

Посмотрите, что получилось! У вас улучшилось настроение?

Угощение конфетами.

3 часть. Итог.

У вас все получилось, потому что вы все задания выполняли дружно, помогали друг другу, были одной командой. Молодцы!

«Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги». Квест игра по развитию речи для детей старшей группы

Создание условий для расширения и обогащения представлений детей об истоках русской народной культуры через знакомство с устным народным фольклором.

1. Упражнять детей создавать из частей целое.

2. Развивать умение узнавать сказку по заданию.

3. Развивать начала нравственно-патриотического воспитания дошкольников через приобщение к культуре и традициям нашей Родины.

4. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству

Материалы и оборудование:

сюжетные картинки к русским народным сказкам, конверты с письмами, вырезанные из бумаги следы, ларец, ключи, замки, настольный деревянный кукольный театр «Теремок», петушок, курочка, речка (полоска голубой бумаги, дерево липа, девушка, гребенщик, калачник, дровосек, дрова, калачик, гребень, нитка, листочек, ведерко с водой, игрушка кот, плоскостные изображения клубники и листочков (по одному на каждого ребенка).

Предварительная работа:

знакомство с предметами народного быта в процессе НОД, создание в группе экспозиции «Русская изба», чтение русских народных сказок, потешек, отгадывание загадок.

Ход игры:

Ребята к нам сегодня пришло письмо от Аленушки, из русской народной сказки «Гуси – лебеди». Давайте его скорей прочтем? (открываем письмо и читаем)

«Дорогие мои друзья, девчонки и мальчишки. Баба яга, украла мою любимую книгу со сказками и спрятала в сказочном лесу, в сундуке, под тремя замками. Его охраняет кот ученый. И чтобы добыть эту книгу нужно найти три ключа. Помочь в поисках вам поможет карта, на которой указан путь к заветному сундуку».

Ребята, а мы сможем помочь Аленушке? А вы не боитесь? Ведь Баба яга коварная, злая, книгу будет охранять, и задания сложные задавать. Путь будет наш не легок. Тогда отправляемся в путь, возьмемся за руки и произнесем слова, чтобы попасть в сказочный лес:

Топ, топ, шлеп, шлеп

Вместе с нами покружись

В народной сказке окажись.

Вот мы с вами и в сказке. Посмотрим на карту которую нам прислала Аленушка (смотрим на карту и определяем путь)

1 задание.

Посмотрите, ребята, на столе лежит боб. Отгадайте, что это за сказка! Правильно «Бобовое зернышко». Здесь лежит конверт. Посмотрим, что в нем? Это персонажи сказки (петушок, курочка, речка (полоска голубой бумаги, дерево липа, девушка, гребенщик, калачник, дровосек, дрова, калачик, гребень, нитка, листочек, ведерко с водой). Герои сказки поссорились, они перепутали подарки которые им принесла курочка. Нужно им помочь.

Молодцы, ребята вы справились с заданием и получили первый ключ!

2 задание.

Ребята! Мы с вами оказались в необычном лесу. Посмотрите, деревья, кусты – из чего они сделаны?

Из дерева

Снова конверт с заданием, давайте его прочтем.

«Нужно оживить сказку (показать кукольный театр). Но сначала отгадайте загадку:

В поле домишко. Нашли в нем приют

Жители леса, и дружно живут

Заяц, норушка, лисица и волк.

Только медведь развалил… (Теремок.)» (Ответ детей)

В коробке лежат деревянные куклы. Нужно разыграть спектакль и тогда мы получим ключ. (Театрализация сказки «Теремок»)

Мы справились с заданием и получаем еще один ключ. Продолжаем наше путешествие. Скажите сколько у нас с вами ключей? (Ответ детей) А сколько нам надо еще найти ключей? (Ответ детей)

Ребята, а не хотите ли вы поиграть? Выходите, выходите, свои ручки разомните, сказку, про Бабу Ягу, расскажите.

Физминутка «Избушка в лесу».

В темном лесе есть избушка, (дети шагают)

Стоит задом наперед. (дети поворачиваются)

В той избе живет старушка, (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком)

Глаза большие (показывают)

Словно угольки горят. (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

Молодцы! Давайте обратимся к карте, и посмотрим, куда нам идти дальше?

3 задание.

Ребята, посмотрите, а вот и дуб с золотой цепью и кот ученый надежно сундук охраняет. Чтобы последний ключ получить и сундук открыть нужно все загадки кота ученого отгадать.

1. Эта девочка боится солнца и тепла.

Почему? Была из снега сделана она. (Снегурочка.)

2. Стрелу на болоте поймала и ждет,

Когда же Иван за нею придет. (Царевна-лягушка.)

3. В названии сказки их имена,

Герои эти - брат и сестра.

Не послушал брат сестрицу,

Из лужицы испил водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

4. Он румяный и душистый,

Круглый, мягкий, золотистый.

Но попался, дурачок,

Он лисе на язычок. (Колобок.)

5. Не доглядела за братом сестра,

И долго искала мальчишку она.

Помогла ей волшебная речка,

Пирожков испекла русская печка.

От птиц под яблоней укрылись дети.

Что за птицы были эти? (Гуси-лебеди.)

6. Жила на свете сирота,

Хаврошечкой звалась она.

С работой управлялась ловко,

Ведь помогала ей коровка.

За ней следили три сестры.

Назовите, кто они? (Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка.)

7. Под столом собачка лает,

Судьбу дочкам предрекает:

«Старикову дочь в злате-серебре везут,

А старухину дочь замуж не берут!»

Кто ответит без подсказки,

Как название той сказки? («Морозко».)

8. Жила в лесу зверей семья.

Однажды девочка пришла.

Очень возмутились звери,

Что в их доме спали, ели.

Назовите поскорей

Этих сказочных зверей. (Три медведя.)

Молодцы, посмотрите, а кот вам уже и ключ приготовил. Сколько получилось у нас с вами ключей? Что нам с вами нужно сделать? (открыть сундук) Но, чтобы открыть сундук нам надо правильно подобрать ключи. Будьте внимательны! (На сундуке висят три замка разной геометрической формы, а в каждом замке отверстия для ключа, уже другой геометрической формы)

Поздравляю, все препятствия вы преодолели, и Бабу ягу не испугались, а это значит, что вы любите и знаете сказки. И эту книгу со сказками Аленушка дарит вам, ребята. Мы поставим книгу сказок в литературный уголок, и Баба Яга не сможет ее оттуда забрать. А нам пора возвращаться в группу, возьмемся за руки закроем глаза и произнесем слова:

Топ, топ, шлеп, шлеп

Вместе с нами покружись

Снова в группе окажись.

Ребята, где мы были? (Ответы детей) Что мы там искали? (Ответы детей) У нас получилось помочь Аленушке? (Ответы детей) Какое задание от Бабы Яги вам показалось самым сложным? Почему? (Ответы детей) Какое задание вам понравилось больше всего? Почему? (Ответы детей) Если вам понравилось наше путешествие возьмите клубничку, а если не понравилось то листочек.

Конспект

Квест-игра « В гости к сказке»

Подготовили: учитель-логопед -Ушакова Н.С

воспитатель- Никитина О.Н.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция областей: познавательное, физическое развитие

Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми

Задачи:

Коррекционно обучающие: Актуализировать знания о сказках (русские народные, авторские, зарубежные и т. д), расширение, уточнение и активизация словаря по теме, Совершенствование грамматического строя речи (подбор признаков предмета), совершенствование слогового анализа и синтеза слов, совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).

Коррекционно-развивающие : Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха и фонематического восприятия, общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, развитие логического мышления, фантазии, воображения.

Коррекционно-воспитательные : формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы и оборудование: атрибуты для оформления сказочного леса, музыкальное сопровождение, карта сказочного леса, иллюстрации сказок, логопедические задания.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, театрализованная деятельность вместе с детьми (настольный, кукольный, пальчиковый театр);

Игры – драматизации по сюжетам сказок;

Подвижные игры;

Сюжетно – ролевые игры.

Планируемый результат: У детей развит интерес к сказкам по средством квест-игры.

Ход игры

Вводная часть

Интересуюсь у детей, любят ли они сказки. Предлагаю совершить путешествие в удивительную, новую сказку. Открываю книгу со сказками. А там все страницы пропали.

Задаю вопрос: Ребята как же нам быть? Кто нам поможет?

(выслушиваю детей)

Я, знаю кто нам сможет помочь?

Это жители из сказочного леса,

а укажет дорогу к нему, волшебный клубочек. Чтобы клубочек покатился, надо сказать, волшебные слова.

Воспитатель бросает волшебный клубочек и говорит волшебные слова.

Ты катись, катись клубок,

Через запад на восток.

Покажи нам все дорожки,

Где прошли бы наши ножки.

Дети предлагают свои варианты

Основная часть

Неожиданно раздается мяуканье.

(Из музыкального зала)

В: вот кто нам поможет, это кот ученый

Кот ученый: У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Здравствуйте, ребята. Догадались, от куда я? Я очень люблю волшебные сказки, а вы знаете их?

В.: Наши ребятишки знают много сказок, но у нас беда, хотели прочитать книжку со сказками, но страницы все исчезли.

Кот ученый : Я вам помогу собрать все сказки из вашей книжки.

Ребята, давайте образуем круг «Добра».

Мы построим с вами круг

Слева -друг и справа -друг

Никуда не выходи

Ты из круга «Доброты!».

Мы пойдём сегодня в лес,

Там полным полно чудес

Уши, глазки навостри

Ничего не пропусти.

Чтоб не сбиться нам с пути,

С другом мы должны пойти!

Я вас приглашаю в сказочный лес, а где искать сказки нам поможет карта. А как передвигаться по сказочному лесу помогут цифры с волшебными шариками. (Первый шарик с цифрой №1 отдает детям, сам кот)

В лес с ребятами пойдем

Сказок много там найдем

Посмотрите: это дом – (протянуть обе руки вперед ладонями вверх, показывая на дом)

С крышей, дверью и окном

1 . Избушка (Сказка о рыбаке и рыбке)

Кот: Ребята, а скажите кто из сказочных персонажей жил в избушке? (Ответы детей) Что бы вам получить первую сказку из вашей книги, надо выполнить задание, которое приготовила наша сказочная избушка.

Игра «Раздели на слоги»

К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись.

2. Река.(сказка Гуси-лебеди)

Кот: Это речка не простая, а волшебная, у неё для вас есть задания.

Сухой бассейн: найти сказочных героев, назвать их и полным предложением рассказать из какой они сказки.

Затем кот отдаёт страницу (иллюстрацию сказки) из книги и дети должны отгадать, что это за сказка

Чтобы узнать, как называется сказка, вам воспитатель прочитает отрывок из сказки.

Раз,два,три, четыре,пять

Сказки мы идем искать

3. Дерево. (сказка Иван царевич и серый волк).

Что бы пролезть через пещеру и получить страницу из книги сказок вам нужно выполнить следующее задание.

Игра «Угадай, какой звук первый?».

После выполненного задания дети пролазят через пещеру и находят перья от Жар -Птицы.

Кот: Ребята, как вы думаете, чьи это перья? (Ответы детей) А давайте попробуем на них подуть (Дети выполняют дыхательную гимнастику «Пёрышко»)

Затем кот отдаёт страницу (иллюстрацию сказки) из книги и дети должны отгадать, что это за сказка

Чтобы узнать, как называется сказка, вам воспитатель прочитает отрывок из сказки.

Мы шли,шли,шли

Много сказочек нашли

4. Пещера. (сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

Кот : А здесь растет дерево с волшебными яблоками. Скажите, а какое яблоко?

Игра с мячом «Подбери признаки» (Сладкое, спелое, красное, вкусное, жёлтое, зелёное, любимое и т. д.).

В каких сказках встречаются яблоки? (Ответы детей: «Молодильное яблоко, «Серебренное блюдечко и наливное яблочко»). За каждый правильный ответ Кот даёт лист с иллюстрацией этой сказки

Кот: Посмотрите, у меня есть волшебный сундук. Давайте положим туда все страницы из сказок которые вы собрали, и увидим что получится, сейчас я немного по колдую….. и открою сундук, а в нем вас ждет волшебство.

Кот достает книгу со сказками и отдает детям.

Воспитатель и дети благодарят ученого кота за книгу. Кот прощается с детьми и уходит.

Дети с помощью шариков делают дальнейший выбор движения по сказочному лесу.

Заключительная часть

Итог заключительной части

В.: Ребята давайте не много отдохнем, пойдем на полянку и присядем на пеньки.

Воспитатель удивленно - и клубочек наш тут, как тут.

Беседа с клубочком.

Вам понравилось путешествие?

Кого мы сегодня встретили?

В каких сказках мы сегодня побывали?

Чем вам нравятся сказки?

Дети отвечают на вопросы

1 задание.

«Угадай, какой звук первый?» (Определение первого звука в слове: гласный или согласный)

Цель : развитие фонематического слуха, различение гласных и согласных звуков.

Педагог : ребята, слушаем внимательно. Вам нужно определить первый звук в слове гласный или согласный и поднять соответствующий согнал семафора. Если слово начинается на гласный звук, вы поднимаете красный, а если согласный – синий.

Слова: Н езнайка, Айболит, Мальвина, Волк, Пьеро, Изба…..

2 задание.

Игра «Раздели на слоги»

Цель : Развитие слоговой структуры слова, умение делить слова на слоги.

Описание игры : Детям раздаются картинки с изображением персонажей. Они должны это слово разделить на слоги и положить в соответствующую корзину. Слова:1 слог – волк, гном, 2 слога – рыбка, лебедь, щука, Гена, Цветок, 3 слога – лягушка, Айболит, Незнайка.