Матование. Мат конем и слоном - обучение шахматам онлайн Матование одинокого короля

Вы уже научились ставить мат двумя ладьями? Умение использовать ваши ладьи - один из самых важных навыков начинающего шахматиста! Используйте их поочередно, чтобы "подтолкнуть" короля соперника к краю доски и закончить тренировку.

Если вы научитесь ставить мат ферзем, то сможете выигрывать партии со всего одной лишней пешкой! Этот урок покажет вам, что даже ферзь, самая сильная фигура, не может поставить мат в одиночку. Ему должен помочь король. Попробуйте сами освоить самый простой способ матования!

В серьёзных партиях вам придется доказывать, что вы умеете ставить этот мат, гораздо чаще, чем любой другой! Мат королём и ладьёй намного сложнее мата королем и ферзём. Здесь вам придется использовать совместно короля и ладью как атакующую силу. Вы сможете поставить мат только после того, как оттесните короля соперника на край доски. Отточите принципы матования ладьей, и вы будете вооружены и опасны в шахматных турнирах!

Этот эндшпиль можно выиграть, если ваши фигуры будут действовать слажено. Ваши слоны должны загнать неприятельского короля в угол доски, потому что только там он может получить мат. Удобнее всего оттеснять вражеского короля своим собственным, когда слоны стоят бок-о-бок, блокируя ему пути отступления. Осторожно, избегайте случайного пата!

В этой позиции необходима тренировка, чтобы освоить ее полностью! Пока вы не объявите компьютеру мат слоном и конем хотя бы пять раз, вы не будете уверены в том, что сможете сделать это за доской. Мат вражескому королю можно поставить только в углу доски цвета вашего слона. В данном случае, на белых полях h1 и a8. Оттесните короля до поля a8; используйте слона, чтобы атаковать белые поля, и коня, чтобы атаковать черные.

ВНИМАНИЕ: Прежде, чем начать это упражнение, постарайтесь решить предыдущее. Это один из самых сложных эндшпилей! Как вы узнали из прошлого урока, мат можно поставить в углу того же цвета, что и ваш слон. Для начала правильно расположите ваши фигуры (все, включая короля), потом оттесняйте короля противника к краю доски. Потом все будет проще, ведь вы уже знаете как закончить дело.

В этом эндшпиле все сводится к активности короля. По крайней мере, начиная со следующего хода. Метод выигрыша состоит в том, чтобы использовать слабости слона. Приближайтесь к королю противника по белым полям, и черные не смогут вам угрожать. Не забывайте использовать выгодные возможности. Когда король больше не сможет защищать слона, ищите вилки!

Берегитесь вилок! Бороться с конем может быть очень сложно. Технично оттесняйте фигуры противника туда, где им не хватает пространства. Потом заставьте короля и коня разъединиться и выиграйте коня. Помните: часто лучше сделать выжидательный ход, ограничивающий возможности противника, чем давать бесконечные шахи.

Сегодня мы рассмотрим мат Конем и Слоном. Эта позиция была хорошо изучена Филидором, очень давно, в 1749 году. Это не самый распространенный мат, он встречается один раз на 5000 игр, но Вам необходимо знать, как использовать вместе коня и слона.

Мне попадалось множество учебников, в которых было написано, как поставить мат одинокому королю при помощи коня и слона, но по ним невозможно было освоить этот прием. Там были показаны движения, даны какие-то объяснения и кажется, что сможешь сделать это самостоятельно. Но когда Вы пытаетесь это сделать – ничего не выходит.

Проблема в том, что для этого вида мата не существует точного руководства, по крайней мере, мне не удалось его найти. Это - основная причина, почему я это пишу, а Вы (надеюсь) это читаете. Я систематически представил известную информацию и составил алгоритм, который поможет вам поставить мат методом треугольников.

Я обещаю, вы сможете поставить мат Слоном и Конем одинокому королю, после того как прочитаете и поймете материал. Вы спрашиваете, почему это сложно? Потому что, иногда, даже гроссмейстеры не в состоянии сделать это за пятьдесят ходов!

Ниже представлен пример, как я играл против Deep Fritz 14 (ЭЛО 3150 +). Если Вы cможете выиграть компьютер в таком окончании, то обыграть человека не составит труда.

Идея №1

Единственный способ поставить мат этими фигурами – загнать короля противника в правильный угол, а именно в угол, цвет которого соответствует цвету Вашего слона. Поэтому, если у Вас белопольный слон , Вам нужно загнать короля в угол a8 или угол h1 , которые являются белыми углами.

Идея №2

Самое безопасное место для короля – угол противоположного цвета , поэтому главная трудность заключается в том, чтобы вынудить его покинуть неправильный угол и перейти в правильный угол.

Идея №3

Давайте попробуем поставить мат программе с рейтингом 3150 при помощи коня и слона. Первым шагом необходимо загнать короля противника в угол с неправильным цветом.

Идея №4

Разделите шахматную доску на три треугольника: большой треугольник, средний треугольник и малый треугольник. Они обведены зеленым , синим и красным цветом. На диаграмме, расположенной ниже, король черных находится внутри большого треугольника. Как Вы уже знаете, единственный способ поставить мат этому королю – заставить его перейти на светлое поле a8 (или h8), если у нас белопольный слон. Мы заставляем короля противника перейти из большого треугольника в средний, а затем в малый треугольник, где ему будет поставлен мат.

Посмотрите на Большой треугольник . Король черных не может сбежать и ограничен всего 8-ю квадратами. Слон расположен на идеальном поле . Идеальное поле находится на диагонали (стороне треугольника), на одно поле выше угла: b3 или f7 . Конь также расположен на идеальном поле. Идеальное поле для коня - d3 , он должен находиться в той – же горизонтали, что и слон, но на одно поле дальше.

Почему я назвал эти поля идеальными? Когда конь и слон расположены на идеальных полях, они образуют стену, через которую не сможет прорваться король черных.

Красными крестами показаны поля, которые находятся под контролем белых.

Мы заставили короля черных переместиться в Средний треугольник. Основная идея состоит в том, что теперь слон находится на новом идеальном поле d7 , которое расположено на стороне треугольника, на расстоянии одного поля от края доски. Конь также находится на новом идеальном поле d5 , на той - же вертикали или горизонтали, что и слон, но на расстоянии одного поля. Король белых находится снизу и оттесняет короля черных в Малый треугольник. Король черных ограничен 6-ю полями.

Мы почти закончили. Король черных теперь внутри Малого треугольника и ограничен всего 2-мя полями . Можно поставить мат в 2 хода. Все должно получиться.

Я надеюсь, мой анализ был полезен, и вы разобрались, как матовать короля Конем и Слоном. Я рекомендую наработать практику, играю против компьютера. У Вас появиться уверенность, после того, как сможете многократно нанести поражение Рыбки, Фритцу, Гуддини и др. Просто выставляйте случайную позицию и попытайтесь загнать Короля в правильный угол. Вы можете несколько раз посмотреть партию и почитать комментарии и «идеи», чтобы отточить алгоритм. Я знаю, что это работает, т.к. сам это делал. Напишите о своих успехах в комментариях.

Рейтинг: / 13

Дата публикации

Слон и конь с помощью короля ставят мат королю противника, но задача эта не очень проста. Тот, кто не знает процедуру матования потерпит крах в этой задачке. За доской разобраться очень сложно. Встречается это окончание довольно редко, но если оно у Вас все-таки получится, а Вы не сможете поставить мат будет очень обидно. Лучше уделить немного внимания этому компоненту, чтобы потом не попасть в просак.

Широко известна история про киевского мастера Поляка, который не смог поставить мат за отведенные для этого 50 ходов. Товарищи его спрашивали, почему он не гнал короля в нужный угол, на что он отвечал, что гнал, но он туда не шел. Действительно при оттеснении короля в нужный угол возникают трудности, нужно знать позицию гармонического взаимодействия фигур. Король слабейшей стороны постоянно стремится вырваться из «сетей». Конь, слон и король могут отрезать короля противника только на определенном участке доски при идеальном взаимодействии. Перед началом рассмотрения матовой процедуры отмечу, что горе-известный мастер Поляк – не единственный, кто не смог поставить мат. Такая задача оказалась не по силам чемпионке Мира среди женщин Анне Ушениной, она не заматовала Ольгу Гирю, которая в свое время подобный мат ставила. Таких курьезов масса! Периодически они встречаются в практике, гроссмейстеров, мастеров, кандидатов в мастера спорта. Чтобы у Вас таких курьезов не было пройдите этот материал и усвойте его!

Сразу запомните несколько истин! Мат возможен только в углу цвета слона (король слабейшей стороны обычно бежит в другой угол). При матовании король должен находиться на расстоянии прыжка коня от угла доски.

Сначала рассмотрим простейшие примеры, в которых король уже находится в углу доски.

Теперь Вы знаете, к какой позиции нужно стремиться. А сейчас давайте рассмотрим весь план в целом. Белым для достижения мата предстоит пройти длинный и нелегкий путь, который можно разделить на 3 этапа:

1) оттеснение черного короля из центра на край доски;

2) оттеснение его в один из углов цвета слона (в данном примере это углы а1 или h8);

3) непосредственное матование.

Уже при осуществлении ближайшей цели необходимо воспользоваться помощью своего короля.

Чтобы хорошо запомнить материал попрактикуйтесь. Расставьте произвольную позицию и матуйте короля. Моете сыграть с компьютером или со своим другом-напарником. Помните, что мат нужно поставить за 50 ходов! Удачи!

Мы неоднократно подчеркивали важность согласованной игры фигур при матований одинокого короля. Еще большее значение этот принцип взаимодействия сил, выража-ющийся в том, что каждая фигура своей деятельностью на шахматной доске дополняет деятельность других фигур, приобретает при матований слоном и конем. Вообще, матование одинокого короля — хорошая школа для изучения основ взаимодействия фигур.

Рассматриваемый нами здесь эндшпиль представляет определенную трудность не только для начинающих, но и для разрядни-ков. Бывали случаи, что и опытные шахма-тисты не справлялись с матованием слоном и конем за 50 ходов. Во всяком случае, для до-стижения мата при наиболее неблагоприят-ном расположении фигур сильнейшей сторо-не необходимо, как правило, около 35 ходов, а это довольно близко к ничейному пределу (50 ходов). Поэтому процесс матования конем и слоном требует большой точности.

План действий, как и в рассмотренных ранее окончаниях, для сильнейшей сторо-ны заключается в постепенном ограничении подвижности неприятельского короля, а для слабейшей — в стремлении как можно дольше задержаться королем в центре доски.

В этом эндшпиле мат может быть вынуж-ден только на шести полях доски: в одном из двух углов, доступных слону, или на смежных полях.

На диаграммах выше показаны типич-ные заключительные позиции при матований слоном и конем. Обращаем внимание изуча-ющих на два главных условия, без соблюдения которых достижение мата невозможно. Это, во-первых, как и при матовании двумя слонами, король сильнейшей стороны должен обязательно находиться на расстоянии хода коня от углового поля. И, во-вторых, мат вы-нуждается только в одном из двух углов, до-ступных слону.

На диаграммах 1 и 2 белые у самой цели: неприятельский король заперт в нужном углу, и следует лишь аккуратно провести заключи-тельные удары.

Как вы заметили мат можно поставить только в том углу, какого цвета ваш слон. Теперь познакомимся, как осуществля-ется оттеснение одинокого короля в нужный угол. Способ оттеснения, которым мы будем пользоваться, предложен около 200 лет на-зад известным французским шахматистом Ф. Филидором (1726-1795), а методика обучения этому окончанию разработана более 50 лет на-зад польским мастером Д. Пшепюркой (1880-1940).

Позиция, изображенная на диаграмме выше, будет для нас отправной. Ее запомнить не-трудно, так как все четыре фигуры расположе-ны на одной прямой, а конь держит под ударом безопасный для черного короля угол (это обстоятельство должно облегчить запомина-ние, какую фигуру куда ставить, так как слон не может взять под контроль это угловое поле h8). Белый король приблизился к неприятель-скому на самое близкое расстояние и занимает наиболее выгодное положение (оппозицию!). Обратите особое внимание на взаимодействие белых фигур: у каждой из них своя роль, и все они в игре дополняют друг друга.

Задача белых — оттеснить неприятельского короля в белый угол (так как слон белопольный!), то есть в угол а8 (можно и в угол h1, но он дальше угла а8). Черный король будет стремиться прорваться в центр или в один из безопасных углов — h8 или al (там ему мат не грозит — проверьте сами!).

В дальнейшем ходы белого короля и сло-на не требуют особых пояснений: обе фигуры стремятся отрезать поля вокруг черного коро-ля, по которым он мог бы прорваться в нужном ему направлении.

Менее очевидны ходы коня: его маршрут, напоминающий латинскую бук-ву W, показан на диаграмме 4. Других ходов, пока черный король не загнан в угол а8, конь не должен делать, иначе черный король может выскользнуть на свободу.

1. Bh7 {сразу отрезая путь неприятельскому королю в желанный для него угол.} Ke8 2. Ne5 {Конь отправляется по своему маршруту. Ключевая позиция, у черных есть два варианта, отойти королем на f8 или d8} Kd8 { черный король пытается прорваться в центр по левому флангу.} (2... Kf8 3. Nd7+ Ke8 4. Ke6 {Вот теперь наступило самое время для хода королем} Kd8 5. Kd6 Ke8 6. Bg6+ Kd8 7. Bf7 Kc8 8. Nc5 {Конь двигается строго по плану} Kd8 9. Nb7+ Kc8 10. Kc6 Kb8 11. Kb6 Kc8 12. Be6+ Kb8 13. Bd7 Ka8 14. Nc5 {Завершающий маневр} Kb8 15. Na6+ Ka8 16. Bc6#) 3. Ke6 {Белый король преследует черного коллегу, не допуская, чтобы тот слишком отдалился.} Kc7 { Кажется, что черным удалось прорваться, однако} 4. Nd7 $1 { Маршрут коня тот же!} Kc6 5. Bd3 { Обратите внимание на то, как взаимодействуют белые фигуры.} Kc7 6. Be4 Kd8 7. Kd6 Ke8 8. Bg6+ Kd8 {Это уже было} 9. Bf7 Kc8 10. Nc5 Kb8 11. Kc6 Ka7 12. Be6 Kb8 13. Kb6 Ka8 14. Bd7 Kb8 15. Na6+ Ka8 16. Bc6# 1-0

Предлагаем вам убедиться и в том, что и другие ходы черного короля сути дела не меняют. Следует только помнить, что фигуры сильнейшей стороны должны согласованными действиями строить барьер на пути не-приятельского короля и гнать его в угол цвета слона. Причем конь передвигается по строго намеченному маршруту. Конечно, во время партии могут возникнуть позиции с фигура-ми, расположенными в менее удобных поло-жениях. Тогда посредством маневрирования необходимо достичь знакомой нам ситуации, чтобы завершить игру по известной схеме.

Как оттеснять централизованного короля на край доски

Когда одинокий король находится в центре доски, сильнейшая сторона, прежде всего старается вытеснить его оттуда. Это достигается посредством централизации сил, чему оди-нокий король не может воспрепятствовать. Он в состоянии продержаться в центральной части доски лишь около десяти ходов.

А можно ли поставить мат королем и слоном?

«Нельзя!» – скажете вы с уверенностью. И будете правы, если сделаете правильную оговорку.

«Можно!» И здесь вы правы при определенных условиях.

Давайте разберемся с этими нехитрыми нюансами.

Когда невозможно поставить мат?

Все очень просто. При отсутствии других фигур, кроме королей и слона мат поставить невозможно. Матовая позиция не может возникнуть на доске даже при всем желании обеих сторон.

Их просто не существует в природе шахмат. Просто расставьте фигуры и попробуйте.

Когда возможно поставить мат?

Первое и главное условие:

1.Наличие хотя бы одной фигуры в стане соперника, кроме короля

Например:

Обратите внимание, что такую позицию можно получить только совместными усилиями обеих сторон)

Отсюда второе условие:

2.Ошибочная игра соперника

Белые играют 1.Сh3 , нападая на коня.

1...Кf4??

Фраза «Лучшая защита -нападение», — не для этого случая)

2. Сd7X

И еще одно условие:

3.Неудачное расположение фигур

Например:

Уже знакомая нам позиция взаимного цугцванга. Несмотря на огромный материальный перевес, черные так неудачно загнали своего короля, что при своем ходе получают мат слоном или пешкой во всех вариантах.

Например 1...Фf2 2.Се5! Фе1 (2...g4 3.Cf6X) 3.g3+ Ф:g3 4.C:g3X

Парадоксы эндшпиля

Давайте сравним две позиции:

Здесь у белых лишняя фигура и пешка. Казалось бы вполне достаточно для победы.

Однако есть нюансы. Точнее нюанс. Пешку в ферзи провести не получается. Черный король заперся в углу и выкурить его оттуда не представляется возможным. Он просто ходит с h8 на g7 и обратно. Мат также не поставить, только пат. Ничья

А в следующей позиции пешка черная и продвинута почти до поля превращения, однако черные могут оказаться в матовой позиции.


В подобных позициях ключевое значение имеет цвет углового поля . Если это поле цвета слона, — возможны и мат, как в предыдущем примере, так и просто оттеснение короля из угла.

Какой результат при просрочке времени?

В заключение еще ряд моментов, имеющих практическое значение и связанные со временем.

  • В позиции король и слон против короля без других фигур будет сразу зафиксирована ничья. Даже если кто-то просрочил время. Поскольку мат невозможен.
  • А вот в позиции король и слон белых против короля и пешки черных при просрочке времени белыми им будет засчитано поражение во всех случаях. Поскольку теоретически пешка может пройти в ферзи.
  • Если же в этой же ситуации время просрочили черные, — фиксируется ничья во всех случаях, кроме позиции, в которой пешка крайняя и угловое поле – цвета слона. Здесь теоретически возможен мат, как на диаграмме выше.

В практической игре эти нюансы важно иметь ввиду, дабы не лишиться очков буквально на ровном месте.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.