Музыкальные настольные печатные игры музыкальное лото. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное лото. II младшая группа

В цикле теоретических дисциплин предмет «Слушание музыки» предшествует традиционному курсу музыкальной литературы. Предусмотренная с первого года обучения в музыкальной школе, дисциплина погружает ребёнка с мир музыкальных образов. Обучающиеся слушают музыку, рассказ учителя, отвечают на вопросы, угадывают и запоминают музыкальные произведения.

На первых занятиях по слушанию музыки ребенку сложно высидеть урок, не занимаясь практической деятельностью, как это происходит на других предметах в ДМШ. Необходимо внимательно слушать музыку и объяснение учителя. Следовательно, перед преподавателем встает ряд задач:

  • способствовать возникновению интереса к данному предмету;
  • развивать музыкально-слуховые впечатления учащихся;
  • использовать практические формы работы с учащимися.

Решением выше обозначенных положений и основных задач начального периода обучения могут быть реализованы следующми способами:

  • формированием слуховых навыков и умений;
  • формированием навыков анализа музыкального произведения;
  • развитием навыков грамотного изложения собственных впечатлений о музыке;
  • запоминанием и узнаванием на слух пройденного материала.


Давно и успешно зарекомендовали себя в учебном процессе разного рода обучающие игры. Они развивают музыкальное восприятие ребенка, позволяют ему научиться определять образное содержание и характер музыки, слышать особенности медодии и ритма, различать на слух звучание музыкальных инструментов. Избрав игровые формы работы, в которых ребёнок чувствует себя свободно и комфортно, можно создать условия для активности и самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной видах деятельности.

Из психолого-педагогической литературы известно, что игра - одно из проверенных средств оптимизации учебного процесса. Вовлечённый в игру ребенок успешнее справляется с трудностями, неизбежно возникающими при овладении новыми видами учебной и коммуникативной деятельности, с приобретением разного рода навыков и умений. Игра естественна для детей с младенческих лет как способ вживания в окружающий мир, освоения его особенностей во всём богатстве их проявлений. Именно поэтому игра, используемая в качестве формы организации учебной деятельности, столь радостно воспринимается детьми. Здесь естетвенным путём проявляеются умственная и социальная активность ребёнка, мобилизуются его интеллектуальные возможности, что способствует эмоциональныму подъёмому и желанию учиться.

Музыкальная игра-лото «Классическая музыка» (автор Вдовина Е. Ю.) предназначена для работы на уроках слушания музыки и музыкальной литературы. Музыкальное лото требует от учащихся быстрой реакции, они должны правильно найти карточки, на которых изображены портреты композиторов, названия пьес, картинки, подходящие к названиям пьес, карточки, на которых обозначены элементы музыкальной речи, соответствующие прослушанному музыкальному произведению, карточки с изображением музыкальных инструментов. Карточки изготавливают преподаватель и учащиеся по определенному образцу.

Музыкальный материал ориентирован на младший детский возраст, доступен и понятен для восприятия учащимися.

Музыкальное лото в картинках было использовано преподавателями-теоретиками ДМШ №1 им. М. К. Бутаковой г. Арзамас Нижегородской области на уроках по предмету слушание музыки как игровой момент. Проанализировав результат учебной деятельности, убедившись, что работа с карточками благотворно влияет на усвоение материала, оживляет урок и пробуждает у детей интерес к учёбе, педагоги приняли решение провести школьную командную (по два человека в команде), а затем городскую командную олимпиаду по слушанию музыки, изменив и усложнив некоторые задания. Игра идеально мобилизует энергию ребенка, его внимание, интеллект, пользуется большой популярностью у детей, помогает закрепить музыкальный материал, делает уроки слушания музыки и музыкальной литературы более увлекательными и разнообразными. Это наиболее естественный и желанный для ребенка путь познания, приносящий радость и хорошие результаты.

Цели и задачи олимпиады:

1. Повышение уровня художественной культуры учащихся, развитие творческих способностей детей.

2. Выявление талантливых детей.

3. Повышение качества подготовки учащихся.

4. Активизация интереса учащихся к теоретическим дисциплинам.

5. Обмен педагогическим опытом, укрепление творческих связей.

Ниже представлен презентационный ролик олимпиады и полный текст методической разработки с заданиями, которые давались учащимся.

От редакции: презентационный ролик авторов был дополнен нами музыкальными фрагментами симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» для придания ему эмоционального наполнения. Используя данный видеоролик при проведении олимпиады, звук рекомендуется отключить.

Музыкально-дидактическая игра

«Музыкальные домики»

Оборудование: картонные домики, на окнах которого изображены скрипичный и басовый ключи. За домиком спрятаны игрушки (мишка, зайчик). Данная игра может использоваться для детей дошкольников всех возрастных категорий, как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности; как со всей группой или подгруппой детей, так и индивидуально.
Цель: развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте, расширение музыкально-слухового багажа, тренировка памяти .

Описание игры

Дети сидят полукругом перед столом, на котором стоят два домика. Педагог говорит детям, что в домиках кто-то живёт. В домике со скрипичным ключом живёт обитатель с высоким голосом, а в домике с басовым ключом - с низким. Но чтобы узнать, кто в каком домике живёт, необходимо послушать музыкальные произведения и узнать их. Педагог проигрывает музыкальные произведения «Медведь», «Заяц», «Дед Мороз», «Гномик», Петушок», «Цыплята» и т.д., дети узнают музыку, открывают дверь домика и показывают игрушку.

Игры на уроках слушания музыки

В свете новых образовательных стандартов учебные программы российских детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств претерпели существенные изменения. Подверглась ревизии традиционная сетка часов, в учебном плане появились новые предметы. В цикле теоретических дисциплин право на прописку получил предмет под названием слушание музыки, который предшествует традиционному курсу музыкальной литературы. Сложившиеся дидактические принципы в обучении в связи с нововведениями потребовали поиска новых поворотов и пересмотра ряда педагогических приемов. Приступив к занятиям по предмету слушание музыки, перед преподавателем сразу встает ряд задач, которые следует понимать в широком смысле слова, а именно: способствовать возникновению интереса к данному предмету; раздвигать рамки музыкально-слуховых впечатлений учащихся; применять такие виды практических форм работы я, которые цементируют разрыв между музыкальными предметами практической направленности и пассивным, на первый взгляд, слушанием музыки. В более узком смысле слова основные задачи начального периода обучения - это формирование слуховых навыков и умений учащихся; развитие навыков грамотного изложения собственных впечатлений о музыке; запоминание и узнавание на слух пройденного материала. Одним из способов решения выше изложенных задач является использование игр, включенных в организацию учебного процесса. Игра является мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования учащихся. Избрав игровые формы работы, в которых ребенок чувствует себя достаточно свободно и комфортно, можно создать условия для активности и самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности. Предлагаемые для работы на уроке слушания музыки игры можно условно разделить на три группы и использовать их в различных сочетаниях:

    электронная;

    на бумажных носителях.

В настоящее время существует огромное количество игр, но мы остановимся на тех, которые прошли апробацию и востребованы в работе. Начнем с простейших. К примеру, с игры под названием «Музыкальные шкатулки». Для нее нужна шкатулка, сделанная из бумаги, или стилизованная небольшая коробочка.

Игра «Музыкальные шкатулки» вызывает своеобразное соревнование среди детей. Возникает своего рода азарт: кто больше собрал материала, у кого красивее и красочнее рисунки, кто больше помнит музыкальных тем.

Игра «Музыкальное лото» требует от учащихся быстро и правильно найти карточки, на которых изображены элементы музыкальной речи, соответствующие прослушанному музыкальному произведению. При этом можно использовать одну из готовых познавательных игр для учащихся ДМШ под названием «Музыкальный словарик» (автор Е.В. Новикова) из серии «Музыкальная радуга». Положительные стороны этой игры – участие всей группы учащихся и возможность одновременной проверки уровня усвоения материала каждым учеником. Для раскрепощения ребят, снятия напряжения на уроке и формирования навыков речевого общения предлагается игра «Колокольчик» . В игре «Колокольчик» происходит формирование простейших навыков анализа музыкального произведения. Она способствует созданию условий, при которых возникает возможность не бояться говорить вслух, высказывать свои впечатления, обсуждать прослушанное музыкальное произведение. Выбирается ведущий, который звонит в колокольчик или издает звук с помощью треугольника и называет несколько выбранных заранее музыкальных терминов. После того, как прозвучал колокольчик, первый участник игры выявляет в прослушанном произведении любое названное ведущим средство музыкальной выразительности и его особенности. Аналогичные действия производятся и с остальными участниками. Для анализа структуры музыкального произведения можно использовать на занятиях задание «Музыкальный орнамент» . При первых попытках учащиеся ограничиваются, как правило, изображением схематических геометрических фигур. Впоследствии учащиеся расширяют средства воплощения и создают орнаменты из цветов и нарисованных предметов. Чтобы геометрический орнамент стал еще более прихотливым и оригинальным, предлагается конструирование фигур из цветной бумаги, так называемое цветное моделирование. Можно использовать комбинации разноцветных кубиков, больших и маленьких. Для решения задач, связанных с запоминанием и узнаванием музыкального материала, можно использовать усложненные игровые формы. Задания-игры здесь группируются в зависимости от способностей учащихся и периода обучения: 1. запоминание музыкального материала («Попробуй собери», «Любимые мелодии»); 2. узнавание музыки («Музыкальный путь») В игре «Попробуй собери» учащимся предлагается ряд карточек, на которых указаны фамилии композиторов, названия произведений, даны нотные примеры музыкальных тем. Задача ребят – после прослушивания быстро и правильно составить цепочку, соответствующую данному музыкальному материалу: фамилия композитора, названия произведения, тема. В задании «Любимые мелодии» учащиеся исполняют друг для друга темы музыкальных произведений. Они сами поют мелодии понравившихся произведений, наиболее способные играют их на фортепиано или синтезаторе. Игра «Музыкальный путь» во многом сходна с музыкальной викториной, но проводится в более доступной, занимательной форме. Данная игра обеспечивает создание ситуации успеха при выполнении задачи в узком смысле (как одной из форм работы) и в целом на уроке, так как каждый учащийся хочет выполнить задание быстрее и правильнее других, прийти первым и сделать все возможное для достижения поставленной цели. Для игры «Музыкальный путь» ребята придумывают два или несколько объектов: например, сказочный город, чудесную поляну, таинственный лес. В этой игре обучающиеся «прокладывают» дорогу из угаданных названий музыкальных произведений к объекту, сотворенному фантазией ребят, из бумажек-кирпичиков. Кто больше вспомнил, услышал музыкальных тем, у того получилась длиннее дорога, тот и выиграл. Для расширения кругозора учащихся в качестве дополнительного учебного пособия на уроках слушания музыки могут быть использованы комплекты игр-лото на бумажных носителях из серии «Музыкальная радуга» - «3 кита музыки» , «Музыкальные инструменты» , «Сказочный мир балета ». С помощью сканера или принтера их несложно изготовить самим. В комплектность должны входить большие карты размером А4 с нанесенными изображениями по выбранной теме игры в двух экземплярах. Одна из них разрезается по пунктирным линиям на маленькие карточки с заданиями. Отдельно изготавливаются наградные карточки с призовыми местами. Как устроена игра-лото «3 кита музыки» ? Это 3 экземпляра больших карточек с соответствующими жанрами и набор маленьких с разновидностями песен, танцев и маршей. По заданию учителя при прослушивании музыкального отрывка игроки поднимают карточки с ответами на маленьких карточках, либо, второй вариант, заполняют большие карточки набором из маленьких соответственно жанру. Кто быстрее заполнит свою карточку, тот и выиграл. Для слухового закрепления пройденного материала используются музыкальные примеры на разные виды песен, танцев и маршей с конкретизацией жанрового вида прослушанного музыкального отрывков в виде розданных карточек.

Приведем для примера правила двух из 5 существующих вариантов игры «Музыкальные инструменты». 1 игра:
Игрокам раздаются большие карты. Маленькие карточки с названиями инструментов откладываются в центр в беспорядке. Задача игроков - как можно скорее закрыть большие карты картинками с соответствующими музыкальными инструментами. 2 игра: Игрокам раздаются большие карты. Каждый придумывает загадку про один из изображенных инструментов. Остальные должны догадаться, о чем идет речь. Например, загадка: «Имеет три струны, из дерева, корпус треугольный. Что это?» (балалайка) или «Музыкальный инструмент, для которого очень часто сочинял Ф. Шопен. Что это?» (фортепиано). Игра «Сказочный мир балета» знакомит учащихся с героями и содержанием лучших балетов мира на сказочные сюжеты. В данном случае - это «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. При подготовке к игре из 12 больших карт 6 нужно разрезать на 36 маленьких с изображенными на них персонажами. Большие карточки раздаются детям. У ведущего – маленькие цветные карточки. Вариант 1.
Преподаватель показывает и называет детям героя балета-сказки. Задача учащихся – найти у себя этот персонаж и закрыть его маленькой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закроет всю большую карту. Вариант 2.
Преподаватель показывает изображение. Ученики должны назвать героя балета. Тот, кто нашел этот персонаж на своей большой карте, закрывает его маленькой карточкой. Вариант 3. Большие карты раздаются учащимся. Маленькие карточки выкладываются на стол картинками вверх. После знакомства с содержанием, например, балета «Щелкунчик» играющим предлагается найти у себя на картах персонажей этого балета и закрыть их маленькими карточками. После этого игроки по очереди называют героев балета. Выигрывает тот, кто назовет всех героев балета правильно. Точно также обыгрываются персонажи «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Вариант 4. Большие карты раздаются детям. Маленькие карточки выкладываются на стол картинками наверх. По команде учителя дети должны маленькими карточками как можно быстрее закрыть на своих карточках героев только «Щелкунчика»; героев только «Спящей красавицы»; героев только «Лебединого озера». Для музыкального знакомства с содержанием балетов П.И. Чайковского можно использовать также литературно-музыкальные композиции «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» в облегченном переложении для фортепиано, а далее сочетать звучащие музыкальные отрывки с описанными выше условиями игры «Музыкальный путь». Хорошим подспорьем на современном уроке могут стать задания из лицензионных интерактивных музыкальных игр в серии развивающих детских программ «Играем с музыкой» на запоминание музыки и развитие тембрового слуха: - «Щелкунчик» по творчеству Чайковского;

- «Волшебная флейта» по Моцарту;

- «Алиса и «Времена года» по Вивальди.

Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что игровые формы работы на уроках слушания музыки способствуют: 1. освоению предметного материала и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации; 2. развитию воображения и фантазии учащихся, формированию нового взгляда на мир, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию; 3. творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию возможностей для самовыражения учащихся, открытию поля творчества; 4. активизации внимания учащихся; 5. дают простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе классические традиции обучения с передовыми

Цель занятия: Выявить у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности по разделу "Музыкальное воспитание".

Программное содержание:

Тип занятия: Итоговое

Предварительная работа:

  • Прослушивание музыкальный произведений разных жанров в течении года
  • Знакомство с танцевальными движениями
  • Разучивание танца "Барбарики"
  • Разучивание песни "Весенняя ламбада" и движений к ней
  • Знакомство и игра на детских музыкальных инструментах

Словарная работа:

Уметь охарактеризовать прослушанные произведения: Гимн РФ - торжественный, величественный - главная песня нашей страны; "Баба Яга" - персонаж сказочный, злой, коварный, волшебный и т.д.

Индивидуальная работа:

  • Проговорить скороговорку: Паша Ч., Вадик Р., Милана А.
  • Повторить ритмический рисунок: Данила З., Олег Б., Кирилл Г., Вероника Е.
  • Закрепить танцевальные движения: Маша С., Вика Ш., Рида, Дима Б., Саша Ф., Таня Б.

Методы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

Приемы:

  • Игра "Музыкальное лото"
  • Слушание музыки дидактическая игра "Угадай, что звучит?" Цель: развитие музыкальной памяти
  • Распевки "Вот иду я вверх", "Горошина", "Петрушка" - на развитие мимики - дидактическая игра "Мое настроение"
  • Артикуляционная гимнастика - скороговорка
  • Пение песни "Весенняя ламбада"
  • Билетики с названием музыкально - ритмических движений
  • Танец "Барбарики"
  • Ритмические схемы по показу педагога
  • Дидактическая игра "Угадай, на чем играю?" Цель: развитие тембрового слуха.
  • Музыкальный кроссворд
  • Письмо от Феи Музыки
  • Медальки "Юный музыкант"

Оборудование:

  • Большой бочонок, маленькие бочонки с цифрами
  • Аудиозаписи с музыкальными произведениями
  • Музыкальный центр
  • Мольберт
  • Музыкальные инструменты
  • Ширма

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на стульчики.

Музыкальное приветствие

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня на музыкальном занятии поиграем в игру "Музыкальное лото". Вот бочонок, в нем лежат маленькие бочонки с заданиями. Каждое задание мы с вами должны выполнить. Вы готовы?

Давайте с вами договоримся, что будем очень внимательными, послушными и будем уважать друг друга. Хорошо?

Итак, достаем первый бочонок. Задание № ::

Задание № 1. "Угадай, что звучит?"

Педагог включает в аудиозаписи фрагменты музыкальных произведений, прослушанных в течении года. На доске прикреплены иллюстрации к данным произведениям. Дети слушают и угадывают, что звучит.

  • Гимн Российской Федерации
  • Марш "Прощание славянки"
  • Танец Полька "Старый жук"
  • Песня р.н.п. "Субботея"
  • А.Лядов "Баба Яга"

Задание № 2. "Пение"

Распевка "Вот иду я вверх" "Горошина" - поступенное движение мелодии

"Петрушка" - скачкообразное движение по трезвучию, исполнить в разных эмоциональных состояниях - веселый, грустный, обиженный.

Пение песни под фонограмму "Весенняя ламбада" с движениями.

Задание № 3. Музыкально-ритмические движения

Дети вытаскивают билетик с названием танцевального движения и выполняют его под музыку индивидуально и в паре.

  • Движения:
  • Шаг польки
  • Поскоки
  • Боковой галоп
  • Приставной шаг с пружинкой
  • Танец "Барбарики"

Задание № 4. "Повтори за мной"

Педагог задает ритмический рисунок, дети воспроизводит его.

Задание № 5. "Угадай, на чем играю?"

Педагог предлагает детям угадать музыкальные инструменты по звучанию:

  • Пианино, скрипка - аудиозапись
  • Трещотка
  • Треугольник за ширмой
  • Бубен
  • Ложки
  • Погремушка

Угадывая музыкальный инструмент, правильный ответ заносится в "Музыкальный кроссворд" , ключевое слово в котором "ОРКЕСТР".

Музыкальный руководитель предлагает детям проверить большой бочонок, не осталось ли в нем маленьких бочонков. Задания все выполнены, но внутри бочонка появилась записка.

"Дорогие дети! Вы справились со всеми заданиями, не смотря на их сложность. Вы научились петь, танцевать, знаете много музыкальных инструментов, умеете слушать и узнавать музыкальные произведения. Все это очень порадовало меня и я с радостью принимаю вас в свою семью музыкантов. Вам присваивается звание "Юный музыкант". Вам вручается соответствующий отличительный знак. Надеюсь на скорую встречу с вами в школе.

Фея Музыка"

Музыкальное прощание.

Под музыку дети уходят в группу.

Самоанализ итогового занятия по музыкальному воспитанию "Музыкальное лото"

Итоговое занятие проведено согласно перспективного плана с учетом возрастной группы и возможностей детей. Построено на музыкальном материале, разученном в течение учебного года, согласно программных требований "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой.

Цель занятия: Выявить у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

  • Развивать эмоциональность, музыкальную память, тембровый слух, ладовое чувство, чувство ритма.
  • Содействовать проявлению самостоятельности и творческому выполнению заданий.
  • Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии, в четкой дикции.
  • Совершенствовать умение начинать пение после музыкального вступления, ритмично выполнять движения во время пения.
  • Совершенствовать музыкально - ритмические движения.
  • Воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность, творчество.

Перед проведением занятия проведена большая предварительная работа. Использовались разнообразные методы и приемы. Музыкальный материал подобран соответственно возрасту, понятен и доступен детям, направлен как на групповое, так и индивидуальное исполнение. Дети с увлечением выполняли все задания. Им было интересно угадать фрагменты музыкальных произведений, оценить товарищей, которые выполняли музыкально - ритмические движения, исполнить выразительно песню, решить музыкальный кроссворд, повторить ритмические рисунки, заданные педагогом.

Все части занятия взаимосвязаны между собой и плавно сменяли друг друга. Дети были очень активными, никто не остался без внимания.

По времени занятие немного затянулось, т.к. всем хотелось показать, чему научились в течение года.

Характер взаимодействия детей и педагога доверительный, доброжелательный, дети были заинтересованы.

В ходе занятия воспитатель не оставалась в стороне, чувствовалась ее помощь и поддержка.

Выполнив все задания, дети получили письмо от Феи Музыки, которая приняла детей в семью музыкантов, с присвоением звания "Юный музыкант". Всем детям были вручены соответствующие медальки.

Дети показали хорошие знания. По разделу "Музыкальное воспитание" готовы к обучению в школе.

Чтобы читать слова, надо знать буквы, а чтобы читать музыку, надо знать ноты. «Музыкальное домино» познакомит будущих музыкантов и всех желающих с нотной азбукой, превратив процесс обучения в развлечение. Игра продолжает популярную серию развивающих и обучающих настольных игр для дошкольников и младших школьников «Умное домино ». Это не совсем обычное домино – костяшек в нем не 28, а 36, и стыковка производится не только в линию, но и по всем четырем направлениям. Каждая карточка, как всегда в домино, разделена на две части. Справа на карточке изображен нотный стан с басовым или скрипичным ключом и нота. Слева изображена картинка, название которой содержит название одной или двух нот, например, это может быть «ФА зан», «РЕ мень» или «цапЛЯ ». В процессе игры ноты стыкуются с картинками, в которых есть их название. Пройдет совсем немного времени и читать ноты для вас станет не сложнее, чем обычные буквы.

В игре могут принимать участие от 2 до 8 игроков в возрасте от 5 лет и старше.

Если файл почему-то не скачивается при обычном клике, нажмите на ссылку правой кнопкой мыши, выберите «Сохранить объект как...» или «Сохранить по ссылке как...», выберите, куда разместить файл с материалами, а затем нажмите на кнопку «Сохранить».

Чтобы открыть на своем компьютере скачанный файл и распечатать игру, вам понадобится бесплатная программа Adobe Acrobat Reader .