Речевые игры для дошкольников "картотека речевых игр". Игры на развитие речи детей Игры по развитие речи дошколят

Ни для кого не секрет, что с помощью игры обучение протекает гораздо интереснее и продуктивнее. Речевые игры способствуют развитию речи , дети учатся вслушиваться в слова и выделять их из речевого потока, запоминают правильные речевые конструкции, при этом происходит развитие памяти и слухового внимания. Играть в речевые игры можно с самого раннего возраста, для этого не требуется специальных навыков.

Играем дома или речевые игры для малышей

Несколько основных правил, которые следует помнить!

1) Все занятия должны быть направлены на подражание взрослому

2) Все новое следует повторять несколько раз, чтобы новый навык закрепился

3) Весь речевой материал должен быть тщательно продуман и соответствовать возрасту ребенка

4) Игры должны быть простыми и понятными для малыша

5) Не забывайте хвалить ребенка.

Игра «Кто? Что? Где?

Эти вопросы – одни из самых важных для обогащения речи маленького человечка. Все, что видит ваш малыш необходимо озвучивать.

Например,

Что едет? – пауза – ответ – Правильно, машина.

А как машина сигналит? – Би-би

Кто это? - Киска? - А как киска говорит? - Мяу-мяу.

Сначала, задавая вопросы, отвечайте на них сами. Пусть малыш запоминает. А потом, делайте небольшую паузу, давая возможность ребенку самому ответить на ваш вопрос.

Игра «Кто как голос подает?

Называя малышу животных, попросите его сказать, как это животное говорит. Используйте не только слова, но и картинки, чтобы ребенок запоминал зрительный образ животного.

Например, как корова говорит? – Му-му

Как овечка говорит? – Ме-ме и т.д.

Игра «Котята»

Предложите ребенку поиграть в котят. Пусть ребенок

повторяет за вами.

Мяу-мяу, умываюсь,

(движения умывания)

Всем на свете улыбаюсь!

(улыбнитесь)

Игра «Самолеты»

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

– Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»

Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.

Игра «Машины»

«Би-би-би», – гудит машина:

Не поеду без бензина!

– Давай поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина:

«БИ-БИ! » Освободите дорогу

Игра «У медведя дом большой»

– Давайте поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

У медведя дом большой:

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

А у зайки маленький:

АЙ-АЙ-АЙ!

Мишка наш пошел домой:

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

Да и крошка заинька:

АЙ-АЙ-АЙ!

Игра «На! Дай!»

Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:

НА, зайка, МЯЧИК! На!

Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.

– А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»

Предложите малышам по очереди дать зайке мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек). Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития. Одни дети уже к трем годам могут чисто и правильно произносить слова. Другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. И таких детей большинство.

Наиболее типичными ошибками в этом возрасте являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. У многих детей в этом возрасте голос еще неустойчив. Некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко). А также учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи. Они также помогут учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова. Не менее важно научить детей и громко, и тихо воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат. Он играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком и еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и предлагает доставать игрушки. При этом он говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б- бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть.
- "Я буду продавцом", - говорит он и переспрашивает: - "Кем я буду?"
Дети отвечают, повторяя за воспитателем, что он будет продавцом.
- "А вы будете покупателями." - продолжает воспитатель, - "Кем вы будете?"
- "Покупателями", - отвечают дети.
- "Что делает продавец?"
- "Продает". - должны сказать дети
- "Что делает покупатель?"
- "Покупает" -
Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их.

Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Можно ездить или нет

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

На прогулку в лес

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

Скажи, как я

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь,).

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.

Возьми игрушку

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

Выдели слово

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Угадай, где крУжки, а где кружкИ

Наглядный материал: две кружки и два кружка.
Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове. Они могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие.

Для развития фонематического восприятия предназначены нижеследующие игры. Эти игры помогут развить умение вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков. Данные игры направленны на подбор слов с заданными звуками. А также содержат упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

звук "C"

Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.

Домик над рекою,
Светлой полосою
В окнах огонек,
На воду он лег.
(А. Плещеев. “ На берегу”)

звук "З"

На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает.
(А. Власов. “Почему?”)

Кто лучше слушает?

Вариант 1.
Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание:
“Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. " Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку.

Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком "ш", 5 – со звуком "ж", 5 – где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.
Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком "ш", другой – со звуком "ж". Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Вариант 3.
Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком "ш", другому – со звуком "ж". Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.
То же можно проделывать и с другими парами звуков.

Слова могут звучать громко и тихо

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков "л" – "ль" можно использовать такую фразу:
В уголок Аленка села,
У Аленки много дела.

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.

Аналогично проводится игра "Слова могут звучать быстро и медленно".

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях.

Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

Какой звук есть во всех словах?

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".

Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Назови первый звук в слове

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).

Назови последний звук в слове

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

Подумай, не торопись

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)
Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.)
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)

воспитатель первой квалификационной категории,

ГБДОУ детский сад № 118 Выборгского района

Санкт-Петербург.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

Цель занятий по развитию речи в детском саду - помочь ребенку овладеть родным языком. Это очень непростая задача, т.к. ребенок дошкольного возраста - это не ученик, которому можно изложить и объяснить правила склонения или спряжения, структуру простых и сложных предложений. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

Воспитание звуковой культуры речи,

Обогащение и активизация словаря,

Формирование грамматического строя речи,

Развитие связной речи.

Необходимо формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.

Крайне важно создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются. Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребенку».

Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие. Речь ребенка формируется поэтапно. На каждом возрастном этапе решаются свои задачи. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Благодаря многообразию речевых игр и упражнений у дошкольников формируется четкость произношения каждого слова, грамотность, ясность, умение правильно формулировать свою мысль, развиваются монологическая и диалогическая речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Используя речевые игры в качестве сотворчества ребенка и взрослого, необходимо следить за его настроением и учитывать речевые возможности.

К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь - разговорная речь. Она непроизвольна и ситуативна, в ней много неполных предложений.

На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно разыгрывать театрализованные представления.

Речевые умения, которые дошкольник получает в игре, необходимо перенести в монологическую связную речь. Для этого в педагогический процесс включается ситуация устного рассказа. Воспитатель помогает ребенку оформить свои мысли в виде рассказа: подсказывает сюжетный ход, логические связи, а иногда и начало каждого предложения. Например, «Расскажем про Дашу и зайчика». Воспитатель предлагает рассказать про Дашу: «Как-то раз Даша…(проснулась, умылась и решила пойти в лес). Она…(пригласила на прогулку братика Мишу). Ребята взяли с собой…(мячи, совки и ведерки). На полянке …(они увидели ежика), который…(очень испугался и сразу свернулся в клубок). Даше и Мише…(стало очень весело).

Предлагаю примеры речевых игр и упражнений,

которые проводятся с детьми в средней группе.

Узнай по описанию.

Узнай по описанию.

Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленое ведро и совок, большая тарелка.

Воспитатель раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Дети должны угадать, о каком предмете идет речь.

Воспитатель . Она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое…(ведро) и.т.д

Чего не стало?

Цели: формировать умение образовать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: кукла Петрушка, открытки (картинки) с изображением фруктов и овощей (яблоко, груша, вишня, черешня, слива, банан, апельсин, лимон, помидор, огурец ).

К детям в гости приходит Петрушка. Воспитатель говорит от его имени. Здоровается. Предлагает рассмотреть открытки, которые он принес. Воспитатель по одной показывает открытки, дети называют то, что нарисовано. Названные открытки размещают на стенде так, чтобы по одну сторону оказались существительные с нулевым окончанием.

Петрушка предлагает детям поиграть в игру «Чего не стало?». На стенде оставляют пять картинок, например: яблоки, груши (слева) и бананы, лимоны, апельсины (справа).

Петрушка. Ребята, запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза.

Петрушка прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.

Теперь откройте. Чего не стало? (бананов). Что появилось? (огурцы). Снова закройте глаза.

Петрушка убирает яблоки. На их место ставит груши. и.т.д

Дается образец правильного ответа: « Надо говорить так: не стало яблок. Не стало бананов».

В следующий раз в игре можно использовать открытки с изображением цветов, предметов.

Зайка, сделай!

Цель: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, поскачи, танцуй, положи, нарисуй, поезжай).

Материал: плюшевый заяц, автомашина, кисточка, лист бумаги, краска, вода. тряпочка для вытирания кистей.

К детям приезжает заяц на машине.

Воспитатель . Посмотрите, зайка что-то привез. Тут и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это зайцу? Оказывается, что заяц необыкновенный: он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине.

Давайте поиграем с зайкой. Вы будете отдавать команды, а заяц выполнять, если высказывание будет сформулировано правильно.

Если ребенок ошибается, заяц не двигается, ждет, когда ошибка будет исправлена.

После игры заяц прощается с детьми и уезжает.

Что изменилось?

Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около).

Материал: лесенка, игрушки - мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.

Воспитатель. Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой).

Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз.

Кафетерий.

Цель: познакомить с неизменяемыми словами.

Материал: поднос с кубиками.

Воспитатель. У нас открылся кафетерий. Вы можете отдохнуть там и выпить чаю, сока, кофе или какао. Я хотела бы чашечку какао. А вам кофе? Кофе должен быть с молоком или черный? А вам налить чаю? Какой чай вы любите - с молоком или с лимоном?

Воспитатель обходит детей, протягивая им поднос с кубиками. Дети говорят, чего они хотели бы выпить, «пробуют» напитки.

Ребята, а вы обратили внимание, что слова кофе и какао не изменяются? Мы говорим: выпить сока, чаю; выпить кофе, какао.

Что для чего?

(игры на словообразование).

Что за животное?

Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и изображает тигренка (рычит, растопыривает пальцы).

Воспитатель. Кого я изобразила? Кто это? (тигр). А кто детеныш у тигра? Один - тигренок, а если их много, как мы скажем? (тигрята). Изобразите тигрят.

Воспитатель дает шепотом одному из детей задание изобразить котенка. Котенок моет лапкой мордочку, мурлычет.

Отгадайте, кто это?

Дети. Котенок.

Воспитатель. Да, это котенок.

Аналогичное задание дается ещё нескольким детям.

А теперь кто у нас?

Дети. Котята

Воспитатель . Котята испугались, убежали, и не стало кого?

Дети . Котят.

Аналогично дети изображают и называют козленка, козлят, утенка, утят. Затем козлята и утята убегают.

Магазин посуды.

Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.

Материал: полочка с посудой - две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, масленка, солонки.

Воспитатель говорит детям, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть. какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы, дети их называют (хлебница, сахарница, салфетница).

Воспитатель. Вот специальное блюдо для сухарей - су…(харница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(ленка). Пожалуйста, подходите, магазин открыт.

Чьё, чьё? Мое!

Цели: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде.

Материал: мешок, сорока (игрушка или картинка), детские вещи (одежда, игрушки).

Воспитатель складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой.

Воспитатель. Это сорока-воровка. Она насобирала разных вещей у нас в комнате, все схватила, что плохо лежит. Смеется над вами: «Чьё, чьё все? Моё!» Давайте-ка рассмотрим, что чьё. Это что?

Дети. Туфли.

Воспитатель. Чьи туфли?

Дети отвечают.

Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (чьи? чья? чье?). Хозяин получает свою вещь и убирает её на место.

Почему так называют?

(игры на развитие понимания смысловой стороны слова)

Найди ручку.

Цель: формировать умение составлять предложения со словом ручка, употребляя его в разных значениях.

Материал: кукла Таня.

Дети отвечают на вопросы, которые им задает воспитатель, заканчивают начатые им предложения.

К детям приходит кукла Таня, здоровается.

Воспитатель. У меня большая рука, а у Тани?

Дети . Маленькая.

Воспитатель . Как мы называем ласково руку ребенка?

Дети . Ручка.

Воспитатель . Какие ещё предметы называются словом ручка?

Дети . Которыми пишут.

Воспитатель . А теперь говорите, что я делаю.

Воспитатель кладет ручку на стол, берет чашку, держит её за ручку.

Дети. Кладете, берете, держите.

Воспитатель. Какие ручки вы видите в комнате?

Дети отвечают.

Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? Закончите предложения, которые я начну.

Ручкой можно…(писать).

Ручку можно на стол…(положить).

За ручку можно чашку…(держать, взять).

У кастрюли две…(ручки).

Для чего нужна ручка? Вспомните, что сказала Таня, когда пришла к вам.

Дети . Она сказала «здравствуйте», поздоровалась.

Воспитатель . А теперь что она делает?

Дети . Прощается, машет ручкой, говорит «до свидания».

Какая? Какой? Какое?

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Волк - серый, зубастый, злой, голодный.

Солнце - яркое, лучистое, горячее.

Хлеб - свежий, горячий, вкусный, ржаной.

Мяч - резиновый, круглый, синий, большой.

Шапка - вязаная, теплая, зимняя, белая.

Бывает - не бывает.

Цели: формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.

Материал: кукла Незнайка.

В гости к детям приходит Незнайка.

Воспитатель. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из-за того, что как будто бы он ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.

Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.

Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет.

Речевые ситуации.

Закончи предложение и подбери к нему картинку.

Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.

Материал: предметные картинки - мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлка, дом, диван.

Воспитатель начинает фразу, дети по очереди заканчивают её, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

Девочка рисует…(ёлку, дом, диван);

Папа читает…(книгу, журнал, газету);

Курица снесла…(яйцо);

Мама стирает…(платье, пальто, кофту) и т.д.

Придумай другое слово.

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Воспитатель. Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно - «молочная бутылка».

Компот из яблок (яблочный компот);

Варенье из груш (грушевое варенье);

Полка для книг (книжная полка);

Ваза из стекла (стеклянная ваза);

Крыша из соломы (соломенная крыша);

Горка из снега (снежная горка);

Кораблик из бумаги (бумажный кораблик).

Как сказать по-другому?

Цель: формировать умение подбирать синонимы к заданным словам.

Воспитатель называет словосочетание, а дети заменяют его одним словом.

Сильный человек (силач), сильный ветер (ураган), трусливый человек (трус), лживый мальчик (лжец), глупый человек (глупец), сильный дождь (ливень).

Я начну, а ты продолжи.

Цели: формировать умения продолжать синонимический ряд, находить слова, близкие по смыслу.

Воспитатель говорит предложение, выделяя в нем какое-то слово, ребенок подбирает к этому слову синонимы.

В шкафу висит чистая рубашка. Чистая… (свежая, негрязная, постиранная);

Мальчик ударился ногой о камень. Ударился…(ушибся, стукнулся);

Нам в лесу было страшно. Страшно…(боязно);

Дети побежали по тропинке. Побежали…(понеслись, помчались).

Подбери слово.

Цель: формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

Воспитатель предлагает ситуацию, а дети подбирают подходящие по смыслу слова.

  1. Вова, как просыпается, начинает разыскивать свои вещи: рубашку под столом, тапочки на стуле, брюки под кроватью. Каждое утро ищет, ищет, в детский сад опаздывает. Как можно назвать Вову? (лентяй, неряха, лодырь). Что нужно делать, чтобы в садик не опаздывать?
  2. Играли ребята в песочнице. Наложили полное ведро песка. Не могут его поднять. Какое стало ведро? (Тяжелое). Что значит тяжелое? А что еще может быть тяжелым?
  3. Решила Машакуклу искупать. Налила в таз воды, опустила руку, но быстро одернула и закричала. Как вы думаете, почему девочка закричала? Какую воду она налила в таз? А какую надо было налить? Какая еще бывает вода?
  4. Мама купила арбуз, но он не помещался в сумке, потому что он был…(большой). Она еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой…(красный). Мама нарезала арбуз дольками и угостила…(детей). Дети откусили по кусочку и причмокнули губами. Мама поняла, что арбуз был очень…(вкусный и сочный). А что значит сочный? Что ещё может быть сочным?

Вариантов таких игр и упражнений может быть множество. Все зависит от фантазии воспитателя, от его опыта и умения заинтересовать ребят.

Придумывайте! Играйте! Увлекайте! Удачи!

You have no rights to post comments

Раисия Кашкова
Речевые игры для дошкольников

Речь ребенка развивается во всех видах деятельности. Главной и ведущей формой является игра.

В детском саду в группах имеется много игр и пособий для развития речи.

Но вашему вниманию представляем игры , которые не надо специально готовить или приобретать, они находятся во всех детских садах и всегда находятся под рукой, важно иметь только фантазию и смекалку, чтобы обычные игрушки стали интересными и полифункциональными и максимально способствовали развитию детей, а именно, развитию речи детей – это такие игры , как «Лото» , кубики и мячи.

Предлагается игра «Лото» . Картинки раскладываются по группам, но при этом дети рассказывают о своих действиях. Например, ведущий показывает картинку и спрашивает : «Кому нужна сыроежка?» Ребенок : «Мне нужна сыроежка, потому что это гриб. Я беру гриб и кладу на гриб» . Цель игры может быть разной – это и развитие словаря, развитие связной речи, это и упражнение в правильном произношении звуков.

Следующее лото – это дидактическая игра «Речевое лото » . Цель игры : дифференциация звуков, на экране – это гласные звуки А, У. Можно дифференцировать другие звуки, согласные, например, Р и Л, или мягкий согласный и твердый согласный; соответственно подбирается картинный материал и буквы, далее упражняется в правильном произношении детьми этих звуков в словах, развивается слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, просодическая сторона речи, артикулярная моторика и мелкая моторика рук.

Следующая игра «Логопедическое лото»

Материал игры состоит из листка бумаги, разделенный на девять окошечек и картинок из лото. Игра может быть использована воспитателями, учителями-логопедами в работе с детьми старшего дошкольного возраста . Варианты данной игры многочисленны , направлены на всестороннее развитие личности ребенка.

Целью игры могут быть : обогащение словаря, автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия, формирование слоговой структуры слова, навыка звукового анализа, развитие психических процессов : сообразительности, наблюдательности.

Название игры может исходить от цели : например, обогащение словаря и автоматизация звука «Назови картинку» , формирование слоговой структуры слова «Найди слова с одним слогом (с двумя и т. д.) », «Разложи по слогам» - раскладывание картинок по клеточкам и т. д.

Задачи могут быть такие :

Развитие пространственной ориентации на листе бумаги;

Правильное употребление существительных в родительном падеже, творительном падеже единственного числа;

Согласование прилагательных с существительными;

Формирование слоговой структуры слова;

Определение места заданного звука в словах;

Составление предложений с данными словами;

Развитие внимания, памяти;

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Речевые игры с кубиками .

Предлагаем игру с обычными строительными кубиками. Игра называется «Чей дом выше?» . Детям предлагается построить этажи дома из слов, например с тремя звуками – дом, мак, рак и т. д. – этаж из трех кубиков. Кто придумает больше слов, у того дом выше, тот и побеждает. Другой вариант игры – построить этажи из слов с одним слогом или с двумя слогами (усложнение идет постепенно) . Следующий вариант – «Придумай предложения из двух (трех, четырех) слов» и строим этажи. Можно придумать еще другие варианты игр с обычными строительными кубиками. Дети с увлечением играют в эти игры , тем более они соревновательного характера. В ходе этой игры у детей развиваются все компоненты речи (и лексика, и грамматика, и фонетика, и произносительная сторона речи, и связная речь, развиваются и психические процессы : внимание, память, мышление.

Очень интересно и увлекательно проходят речевые игры с мячами . Их множество, можно проводить и индивидуально, и подгруппами, и со всей группой, с перебрасыванием, «мяч по кругу» , с подбрасыванием, с отхлапыванием. Например :

«Ловко мне мяч бросай и животных называй» , «Я знаю три названия животных (фруктов, овощей и т. д) »,

«Я знаю три названия слов со звуком (р, л) », «три имени с определенным звуком» , «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» , «Мячик мы ладошкой «стук» , повторяем дружно звук», «Бывает – не бывает» , «Кто чем занимается?» , «Кто как передвигается» , «Что за чем?» , «Лови, бросай, дни недели называй» . Игры с мячами проходят весело, направлены на развитие умственных, психических и физических способностей ребенка.

Интересно проходит игра «Словесный ком» . Она обычно проводится для автоматизации звуков, при этом развиваются фонематические процессы, активный словарь, память, мышление, воображение.

Интересно проходит игра «Словесный ком» . Мяч передается по кругу, называются слова на определенный звук, при этом повторяются все предыдущие слова. Эта игра обычно проводится для автоматизации звуков в словах, при этом развиваются фонематические процессы, активный словарь, память, мышление, воображение.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно–развивающей средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Публикации по теме:

Речевые и интеллектуальные игры с детьми старшего дошкольного возраста РЕЧЕВАЯ ГАЗЕТА «Февраль № 7» Специалисты советуют Выпуск: «РЕЧЕВЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Невозможно.

Дидактические и речевые игры по краеведению (старший дошкольный возраст) Дидактические игры «Определи похожий узор». Цель: закреплять знания детей о берестяных изделиях, учить находить сходство в.

Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом» консультация для педагогов Речевые игры с мячом МБОУ «СОШ №6» дошкольные группы учитель-логопед О. Н. Свечникова г. Югорск.

Консультация для воспитателей «Речевые игры дошкольников» Речевые игры дошкольников Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании.

Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик) .

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево) .

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля) .

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль) .

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом) .

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет) .

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо) .

Рукава, воротник, манжеты (рубашка) .

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова) .

Пол, стены, потолок (комната) .

Подоконник, рама, стекло (окно) .

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи) .

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Для достижения положительного результата, -необходимо играть ежедневно!

Материал подготовила

воспитатель

Драган Людмила Ивановна